Его коллекция стала одной из самых крупных в мире
6 декабря 2021 08:55
Увлечение котиками — настоящий мейнстрим. В интернете найдется как минимум пару миллионов фото и видео милых мурлык. Есть в столице даже целая галерея, посвященная им, которая выросла из любви к животным еще до расцвета всемирной паутины и возникновения тренда на котов. Чем интересна, и как пополняется необычная экспозиция — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Мебель с причудливыми мордочками, ювелирные украшения с очертаниями грациозных питомцев, одежда, косметика, книжки, даже спиртные напитки и игрушки для взрослых — все здесь посвящено котам. Сразу оговоримся — это не «Музей кота», а настоящая арт-галерея «Котовасия», где насчитывается целых 7 300 экспонатов. Их уже больше 20 лет собирает минчанин Василий Супрунюк.
Его коллекция стала одной из самых крупных в мире. Он смело заверяет, что по совокупности факторов: уровню, размеру коллекции, ценности и числу техник декоративно-прикладного искусства, — музей самый значительный в мире. В доказательство своих слов даже предлагает премию 5 тыс. рублей тому, кто сможет отыскать более уникальную котогалерею.
Кроме экспонатов живут здесь и настоящие хвостатые. В прошлом бездомные коты Яша, Негро и Пако сегодня греются на коленях посетителей и убегают от слишком назойливых детей. Завидев хозяина, они сразу же бегут на встречу и мурлыкают от счастья.
— Пако не было и 3 месяцев, когда он попал в пункт отлова и временного содержания. Там побывали тысячи таких никому не нужных котят. Но с Пако произошло невероятное. Его заметила представительница Фонда Брижит Бардо, которая находилась с визитом в Беларуси. Мадам Олуа забрала Пако, а потом передала его под опеку «Котовасии». Сейчас шлет ему французские подарки, мягкие пледики, — вспоминают в галерее.
От феи-крестной у котика осталась кличка. Пако — одна из сокращенных форм имени святого Франциска, покровителя животных. С помощью соседа Яши, который был первым жителем галереи, он быстро освоился. Сейчас это настоящая кошачья братия, которая ловко маневрирует между экспонатами и ласково трется об ноги.
Все началось с подарка друзей, а потом из-за фигурок котов в доме стало мало места
Завидев Василия, хвостатые смотрители галереи чинно следуют за ним и располагаются неподалеку, готовясь слушать о коллекции.
— Первая фигурка появилась у меня более 20 лет назад. Тогда ко мне приехали друзья из Киева и привезли среди подарков статуэтку маленького котика. Тогда я правда не понял, что к чему. Но подарок оказался знаковым, поэтому теперь друзьям очень благодарен, — вспоминает В. Супрунюк. — Увидев одну-другую фигурку у меня на полке, знакомые спрашивали: увлекаешься? А оно на самом деле просто так получилось. Потом последовали подарки от сослуживцев, подчиненных, семьи…
Из маленькой полочки в квартире фигурки перекочевали в стеллаж, из стеллажа — в несколько, и так постепенно места в квартире стало мало. Тогда экспозиция переместилась в офис фирмы Василия в Барановичах.
— Там есть длинный коридор — вдоль него и расположились экспонаты. Но это очень скучно. На них смотрели только мои бухгалтеры, секретари и другие сотрудники. Было решено сделать экспонаты доступными для всех. Удачно совпало, что компания стала расширяться и появились подразделения в Минске. После моего переезда несколько лет коллекция лежала в коробках: для ее представления нужна достаточная площадь.
После были куплены несколько офисов в Минске, в том числе помещение, где сейчас находится галерея. Половину занимал канцелярский магазин, остальная была местом для выставки. В таком формате она работала около 2 лет.
— Для меня это был не столько объект культуры (слово «галерея» мы тогда даже не употребляли), сколько место, где просто выставлялась моя коллекция, — рассказывает Василий. — Потом канцелярский магазин было решено убрать и занять все место экспонатами. Сейчас нам и этой площади не хватает.
Галерея занимает 220 м2, а в идеале, считает коллекционер, нужно 400 м2.
— Первые 3 года экспозиция была бесплатной, у нас даже не было рекламы. Сейчас решили активнее заниматься продвижением, ведь люди должны знать, что в их городе есть такое уникальное место, — считает Василий.
Проектов, связанных с котами, по всему миру около 20. Собеседник рассказывает, что из них открыты для посещения сейчас 11. Есть несколько специализированных. Например, в Малайзии в огромном музее кота представлены сотни типовых фигурок разных размеров из разных материалов. Это восточные коты, в частности японские скульптуры с поднятой передней лапкой (в Японии их называют манэки-нэко — кот удачи).
— Хороший музей находится в Голландии. Там около 500 экспонатов, и все эксклюзивные. Самый крупный в Гватемале — в нем 20 тыс. экземпляров, он занесен в книгу рекордов Гиннесса. Но хозяйка умерла, музей сейчас не работает. Желания быть первыми по количеству у меня нет. Например, у них есть целый зал кружек с принтами котов, только их 4 тысячи. При желании за полгода этот рекорд можно побить. Но какой смысл, в этом нет особой художественной ценности, — поясняет коллекционер.
Если по численности минский музей «Котовасия», вероятно, второй в мировом списке похожих объектов, то по числу изделий малотиражного производства и авторских работ поражает. Взять только мастеров с известными на весь мир именами: Франк Майслер, Серхио Бустаманте, ювелирный дом Кавалик…
Как доставляли оркестр из Японии, и какой путь до Минска проехала ваза
Забавных историй о сборе коллекции, в которой, кстати, вещицы из 106 стран, у В. Супрунюка хватает, ведь многое ему дарили, остальное он сам покупал в путешествиях.
— Еду с одним чемоданом и зарекаюсь: ничего брать не буду, а в итоге вижу что-то интересное, иду в магазин за чемоданами и домой еду уже с тремя. Не раз бывало, что накупил столько котов, что уже перевес. Становлюсь на контроль, а денег нет. Думаю, на карте должны быть. Она почему-то не срабатывает. А выбрасывать-то добро не хочется. Срочно пишу сообщение сыну, чтобы пересылал мне деньги на другую карточку, — улыбается он.
Целой историей приключений может похвастаться мраморная ваза весом 18 кг. Василий заказал ее в Италии, но итальянец никак не хотел отправлять покупку в Беларусь:
— Ладно, говорю, шли во Францию. У меня подруга живет в Лилле. Но что-то случилось, она не смогла принять, и курьер вернул все. Так из Милана ваза проехала до Парижа, потом попала в Лилль и обратно. Убедил выслать его еще раз. Полгода ваза пролежала у подруги. У меня выдалась командировка в Лондон. Думаю, как раз заберу, Лилль находится на берегу Атлантического океана, остается Ла-Манш переплыть. Забрал, возвращаюсь в Лондон, а мне еще ехать к другу в Киев. Вазу положил в рюкзак и на всех контролях изображал, что он легкий и там только необходимые в полете вещи. В ручной клади ведь только 8 кг можно, а за перевес платить не хочется, да и чемодан для вазы покупать тоже.
Особая гордость коллекции — японский симфонический оркестр из 33 фигур от японского мастера Токаши Масаки. Переговоры с ним длились несколько месяцев, потому что сумму он выставил огромную.
— Я рассказывал, что просто нет столько денег, а вещь очень нужна. Интересно, что он занимается только котами. Тогда как раз был разгар ковида, работы у него особо не было, а фигурки уже были готовы. Если бы не пандемия, он бы точно не пошел на уступки.
Потом возник вопрос, как доставить покупку, ведь вещи очень хрупкие. Службы доставки за пакет берут около 50 долларов, а весь оркестр весит 120 кг. Тогда Василий нашел способ транспортировать это к нам российской компанией через Владивосток. Несмотря на надежную упаковку, много экспонатов пришли поврежденными. Эту проблему решили обычным клеем.
— Продолжение истории было в том, что изначально на фото было еще и с фортепиано, а в продаже было уже без. Оказалось, он его уже продал. Пришлось просить доделать. Потом поняли, что нет и арфистки с арфой. Но я так замучил мастера, что он отказался. Тогда сделать арфистку попросил помощницу по галерее и скульптора Алесю Климкович-Сивицкую, а сам инструмент заказали у бобруйского резчика Александра Олеина, — вспоминает собеседник.
В галерее немало работ, выполненных в единственном экземпляре. Например, от украинской творческой мастерской ювелирного дома Кавалик. Это уникальные серебряные композиции с элементами из различных ценных материалов. Еще один бриллиант коллекции — кот в технике горячей эмали из ограниченной серии колумбийского скульптора Нано Лопеса. Таких в мире насчитывается всего 28.
— Посещаю выставки, на белорусских могу купить что-то от наших мастеров, например, работы талантливого керамиста Елены Митяевой. Сейчас в основном помогает интернет. У меня есть несколько сайтов, на которых я ставлю фильтры и отслеживаю новинки. Коллекция продолжает пополнятся. Но если 3 года назад было 4 тысячи экземпляров, а сейчас 7 тысяч, то дальше темпы будут падать, — рассказывает В. Супрунюк.
Особенность в арт-галереи еще и в том, что всю выручку от продажи билетов отдают на благотворительность. В рамках организации есть центр помощи «Старый кот». Там хвостатых лечат, содержат, социализируют и пристраивают в добрые руки. Ежемесячно удается найти дом 15–20 ранее больным бездомным животным.
— У меня у самого дома три кота, двух я полгода назад забрал из центра помощи. Шанса найти дом у них нет, они совсем не социализированные. Сейчас стараюсь их приручать, — рассказывает В. Супрунюк. — Содержание питомцев центра помощи идет за счет моих средств, пожертвований и выручки от билетов.
Доходов от работы галереи хватает на покрытие лишь десятой доли расходов на лечение и содержание животных. Помочь подопечным центра помощи «Старый кот» может любой желающий. Подробности можно узнать по телефону +375 (29) 676-51-66.
Фото Павла Русака
Ссылка на источник: https://minsknews.by/minchanin-sobral-bolee-7-000-eksponatov-kotov-ego-kollekcziya-stala-odnoj-iz-sa…