Опубликовано: 22 января 2023 г.
Большая часть экспонатов промышленного музея принадлежит коллекционерам, горным фермерам, семье Бергер из Любека.
С октября 2019 по апрель 2020 года в мастерской истории промышленного музея Herrenwyk проходила специальная выставка: «УТЮГИ! Культурные технологии как страсть» — название, которое говорит о том, что якобы нелюбимая домашняя работа освещена здесь со всех сторон. Выставка удивила посетителей как историей утюга, так и технологиями и способами по глажению одежды, дала понять, насколько интересной и многогранной может быть эта тема и в какой степени ее можно рассматривать как формирующую культурное отражение соответствующего времени и общества.
Утюг является ярким примером промышленной истории и истории домашней механизации, поскольку это было первое маленькое устройство, которое прочно утвердилось и до сих пор является многомиллионным бизнесом. Показан технический ряд утюгов с их достоинствами и недостатками и опасностями и техническими новшествами — от угольных до утюгов со вставками, спиртовых, газовых и электрических. Также можно увидеть детские утюги в качестве игрушек и образовательных инструментов, а также такие диковинки, как египетский утюг для ног.
Выставка рассказала о сегодняшней глажке как медитативном подспорье в спорте «экстремальная глажка», где глажка осуществляется на горных вершинах, на деревьях или под водой. Любители гладить противопоставляются тем, кто отказывается от глажки.
Большая часть экспонатов промышленного музея принадлежит коллекционерам, горным фермерам, семье Бергер из Любека. В этом контексте также рассмотрен вопрос о том, что побуждает людей собирать утюги и развивать их увлечение.
«Тема глажки неоднозначна. Людей, которые неэмоциональны или равнодушны к этой теме, немного», — сказала директор музея и куратор выставки, г-жа Беттина Браунмюллер. Общество, кажется, четко разделено на тех, кто любит гладить, и тех, кто ненавидит гладить. И нередко эта тема приводила к первым супружеским кризисам в отношениях пары, например, когда один критиковал способность другого гладить.
«С культурно-научной точки зрения тема глажки приобрела излишества, заставляющие удивляться, качать головой и улыбаться», — отмечает директор музея. Выставка, безусловно заставила всех смеяться, добавляет она, что, в частности, связано с огромным разнообразием и абсурдностью того, какое отношение к утюгам встречаются сегодня — от почти догматического избегания глажки до таких видов спорта, как метание утюга или глажение в экстримальных ситуациях. Чемпионаты мира, по словам Браунмюллера, возможны по всему.
Выставка имела цветную систему навигации, которая позволяла посетителям быстро отличить панели технического содержания от панелей культурно-научного содержания. В начале она затрагивала фундаментальные вопросы — зачем вообще гладить? Кто коллекционирует утюги и почему? — а затем продолжила историей технического развития от ручного катка до парового утюга с использованием экспонатов и информационных щитов. Были представлены две традиционные компании по производству железа (Rowenta и Grossag), чтобы показать, какую прибыль можно реально получить с помощью этого продукта, а также отразить масштабы развития промышленности. Далее следовали курьезы о глажке на основе избранных экспонатов и большое количество детских утюгов.
Выставка включала в себя более сотни экспонатов утюгов, постановок и обширный киноматериал.
Ссылка на источник:
1. https://die-luebecker-museen.de/buegeleisen-kulturtechnik-als-leidenschaft-
Публикация сайта для коллекционеров