В поселке МИР Кореличского р-на Гродненской области с июля 2017 года в здании инфотурцентра возле костела Св.Николая проходит постоянная выставка отечественных ретро-велосипедов.
Выставка организована Андреем Комоско, коллекционером и реставратором-любителем старых велосипедов. Публике представлена небольшая и пока далеко не полная личная коллекция отечественных велосипедов, которые производились в Беларуси до 1990 года.
На выставке представлены 4 минских модели В 16 (1950г, два В-126 1967 и 68гг, В-143 1974г), подростковый «Орленок» В-72 1966г, Литовская ССР,г.Шяуляй (как пример модели, которую начинали собирать в Минске в 1949-51гг.) и два дорожных велосипеда «Нёман» и «Вилия» довоенного гродненского завода «Niemen». Все модели (кроме МВЗ В-16) сохранили оригинальное лакокрасочное покрытие и декор, доукомплектованы соответствующими времени и фотодокументам узлами и навесным оборудованием.
В экспозиции также представлен уникальный фотоальбом всех моделей велосипедов и мотоциклов ММВЗ 1970-х годов, полная коллекция шильдиков-эмблем ММВЗ, ремонтные ключи и прочие детали с заводскими клеймами. Особенная тема – велосипедные регистрационные номера! Довоенные польские 1930-х годов Белостокского,Виленского, Новогрудского и Полесского воеводств ( с 1939г. современные Брестская, Гродненская и часть Витебской области) , и послевоенные БССР некоторых областей и отдельных городов. В Беларуси номера на велосипеды и мопеды выдавались вплоть до 2008 года!
Увы, современная мода на импортные веломарки с десятками скоростей и прочих немыслимых наворотов, заставляют забывать о славных отечественных марках, и что еще совсем недавно минский АИСТ был у каждого сельского и городского жителя Беларуси! ЗА свою историю с 1947 года Минский мотовелозавод выпустил более 50 миллионов(!) велосипедов всех моделей, с 1965 года экспортировал в более 40 стран мира! (В середине 2000-х доводилось лично видеть наши старые велосипеды в Румынии и Египте). Бурные 1990-е заставили завод приспосабливаться к новым рыночным условиям, реорганизовывать производство и продвигать новые модели, все более копируя модные западные и все более зависеть от импорта.
Еще до середины 1980х будут выпускаться детские велосипеды 2-колесные с приставными колесиками НЕМАН. НА выставке представлен самый первый послевоенный детский 3-колесные велосипед 1946-55г.в. в оригинальном состоянии!
Вообще, цикл жизни велосипеда короток. Ввиду своей утилитарности велосипед в деревне эксплуатируется нещадно, 3-5, от силы 7 лет и на свалку. А чем железо новее, тем ниже его качество. Плюс относительно низкий уровень технической культуры нашего населения в обслуживании своего велосипеда не продлевали ему жизнь, за редким исключением.
Репортаж о коллекции на 18.25 минуте:
Ссылка на источник:
https://www.facebook.com/pg/belarovar/posts/
Публикация сайта для коллекционеров.