
Ножничные утюги были последними моделями, используемыми ныне исчезнувшей модой, которая возникла с ношением клубники еще в 16 веке, затем они служили для разглаживания головных уборов, рюш, оборки, воротников и шапочек. При разглаживании этими инструментами белье тщательно подкрахмаливали.
Рис. 2. Ножничный утюг.
Подкрахмаливание (или накрахмаливание) — процедура полоскания ткани в водной взвеси крахмала (крахмальном молоке). Используется для придания механической жёсткости и защите от загрязнений. Кроме того, накрахмаленные вещи меньше мнутся и лучше поддаются стирке за счёт крахмальной плёнки. В результате подкрахмаливания на поверхности ткани образуется своего рода лакокрасочная полимерная плёнка из крахмала, облегчающая процесс очистки одежды от различных загрязнений, ибо в процессе её замачивания основная масса пыли и грязи легко отделяется вместе с растворяемым в воде крахмалом.
Крахмал представляет собой белый порошок, который не растворяется в холодной воде.
Древние умели добывать крахмал из злаков. Крахмал, составляющий более половины (от 60 до 75 %) в составе пшеничного зерна, значительно набухает при соприкосновении с небольшим количеством воды и образует студенистую полупрозрачную массу.
Например, во Франции, стране элегантности одежды, производство крахмала из пшеницы было очень успешным. Но в 18 веке, в результате неурожаев, цены на зерно были значительно увеличены. Пришлось искать другое сырье, которое было найдено сравнительно легко потому, что торговля предоставила возможность приобрести зерно, еще более богатое крахмалом (90%) — рис. И лишь в 20 веке его начали получать из картофеля.
Клубника исчезла в первой половине18 века, но осталось тонкое белье для шапочек, воротников, рукавов, манжеток, чулок, мужские трусики. Крахмал не вышел из употребления и оставался единственным хорошим средством для придания блеска и твердости. Специальные инструменты для фиксации и аккуратного расплющивания белья постоянно улучшались и обновлялись. После сигар или ножниц, появились утюги различных форм (например-щипцы):
Рис. 3. Утюжок — щипцы.
Рис. 4. Ножничные утюги или щипцы для рифления или квиллинга.
Рис. 5. Каталог «Грэм и Хейнс». 1881 г.
Рис. 6. Каталог «Тихоокеанское оборудование». 1902 г.
Рис. 4., 5., 6. Ножничные утюги или щипцы для рифления или квиллинга*. Они сильно напоминают пару тонких ножниц или старые утюжки для завивки волос, рабочая поверхность которых представляет собой небольшой круглый стержень. Словарь Вебстера цитирует “кантовать значит гофрировать”, также, “Набивать, это складывать плетеную оборку или оборку с небольшими выступами размером и формой гусиных перьев на узкой кайме одежды в качестве браслета на груди”. Самый ранний из найденных патентов был выдан мистеру Генри Гереке из Нью-Джерси в 1870 году в котором написано, что “рифленые щипцы, это старые изделия промышленного производства”, что указывает на их использование задолго до этого времени. Также, в каталоге есть объявления, в которых говорится, что их можно приобрести в нескольких размерах и с двумя, тремя или пятью зубцами. Их также можно было приобрести в 1881 году с ручками из розового дерева. Они все еще числились вплоть до 1902 года в каталогах United Statos, и женщины еще не одно десятилетие использовали их для складки оборок на занавесках. Они действительно перечислены во французском каталоге 1960 года.
Рис. 7. Ножничные трубчатые утюги, лезвия которых заменены полыми цилиндрическими ветвями. Они служат для придания формы рюшам, оборкам, головным уборам, краям женских воротников. В зависимости от желаемого рельефа, диаметр и длина ветвей отличаются. Этот чугунный утюг также используется для нагрева трубных зажимов. Форма и ручка французского типа. Конец XIX века. Музей Лонгви.
*Квиллинг (англ. quilling; от quill «птичье перо»), также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т. д. Искусство бумагокручения возникло в конце XIV — начале XV веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали монахи. Обрезая позолоченные края книг, они накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill, в переводе с англ. — «птичье перо»), что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях). В России данное искусство стало популярным только в конце XX века, также квиллинг имеет большую популярность в Германии и Англии. Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и, конечно, выработать навыки скручивания качественных модулей. В XV—XVI веке бумагокручение считалось искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство.
Рис. 8. Квиллинг — это вид творчества, основанный на создании плоских и объемных композиций с помощью полосок бумаги.
Эти же инструменты использовались и при создании причесок парикмахерами. Эта тема начинает свою историю с древних времен и требует отдельного рассмотрения. (Лекция 9.5.).
Ссылка на источник:
1. Эдит Маннони «Утюги». 1996 г
2. «Эволюция утюга». A. H. Glissman. P. O. Box 215, Garlsbad, California 1970
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3
6. Выставка “Утюги на все лады”. Музей “Лошицкая усадьба”. Минск.
7. Выставка “Утюги на все лады”. Исторический центр “Мозырский замок”. Мозырь.
История глажения. Специальные утюги.
Публикация сайта пресофилистов Беларуси. Минск.