ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке
Опубликовано: 14 июня 2022 г.
ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке

Рис. 1. Марсель Грато за завивкой волос щипцами.

Как ни странно звучит, но некоторые инструменты с помощью которых делались и делаются прически тоже относятся к утюгам. Страсть женщин к изменению внешности проявлялась всегда. Локоны считались красивыми во все времена. Правда, еще до того, как щипцы для укладки приобрели свой окончательный вид, который они имеют сегодня, они прошли достаточно длинный и интересный путь. В древнем мире широко применяли раскаленные на углях железные стержни, которыми греки, римляне и египтяне завивали кудри. Голову гречанки трудно представить без изысканных завитков. Волосы завивались на железные стержни, называемые “ каламисами”, первыми утюжками для волос, а делали это, специально обученные слуги или рабы называемые-«каламистрами». У них много веков спустя европейцы позаимствовали эту технику, когда в XVIII веке в моду вошли завитые парики, которые, вместе с живыми волосами стали подвергать накручиванию на гофраторах. Парик является ровесником цивилизации. Мы узнаем об этом из документов Ассирии, Вавилона, Древнего Египта, Шумерского царства. Про то, что парики изобрели в Древнем Египте, знает каждый, но не все в курсе, что первые «накладные волосы» носили еще первобытные мужчины, которые хотели внешне быть похожими на животных. Они украшали свою шевелюру перьями и звериной шерстью, поэтому если говорить о начале начал, то история парика стартует еще на заре человечества.

парик египет.jpg
Рис. 2. В Древнем Египте носили парики голубого цвета.

Однако, золотые времена париков начались в XVI–XVII веках. И все благодаря английской королеве Елизавете I. После перенесенной оспы королева-девственница практически полностью потеряла свои красивые рыжие волосы. И единственным правильным решением в этой ситуации было надеть парик, что и было сделано. А придворным ничего другого не оставалось, как последовать примеру Ее Величества. Кстати, в королевском гардеробе насчитывалось более 80 париков различного цвета.

О модном триумфе королевы Англии быстро узнали во Франции, где правил Людовик XIV. Король-солнце имел внушительную лысину на голове, поэтому парик оказался как нельзя кстати. Но Людовик не ограничился только своей персоной – он обязал все знатное мужское сословие носить этот аксессуар. А в скором времени моду на искусственные прически «аллонж» с завитыми локонами переняли и французские дамы.

парики-в-средневековье.jpg

Рис. 3. Длинные волосы были символом высокого статуса. Великосветские дамы сооружали на голове целые миниатюры с кораблями, цветами, фруктами, перьями, сотнями булавок и драгоценных камней. Иногда модницам приходилось ехать на бал в карете, сидя на полу, чтобы не испортить прическу.

Людовик XIV увеличил армию парикмахеров до 5 000 человек, чтобы обеспечить искусственными волосами всю знать. Кстати, именно тогда появилась профессия «парикмахер», что в переводе с немецкого означает «создавать парики».

Огромное влияние на эволюцию утюжков для волос и специальных утюжгов всегда оказывала мода на прически. Многим известна картина, где на голове женщины возвышается корабль с парусами и мачтами. Это не странная фантазия художника, а портрет королевы Марии Антуанетты. Именно такими — причудливыми, удивительными, огромными — были прически XVIII-го века.

В XVIII-м веке женщины выглядели очень вычурно. Мода была манерной и утонченной. Она формировалась под влиянием стиля рококо, который был чрезвычайно популярен в те времена в изобразительном искусстве и дизайне интерьеров. Как и одежда, прически всегда были своеобразным отображением моды определенной эпохи. Прическа была признаком статуса для обоих полов, но традиционно XVIII-й век считается «веком женщин», потому особое значение имеют именно дамские прически.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке

Рис. 4. Стоит отметить некоторые неудобства, которые были связаны с парикмахерскими изобретениями эпохи рококо. Парикмахеры тех времен творили только эксклюзивные шедевры, как художники, никогда не повторяя одну и ту же прическу. Для фиксации и придания объема в волосы вставляли шиньоны, подкладки и всяческие конструкции, которые разрабатывались для каждой прически индивидуально.

На смену пышному барокко, помпезному рококо приходит классицизм с его простыми, совершенными формами. Мода возвращается к прошлым канонам красоты, античности. Прически XIX века отличаются выполнением на разную длину, игривые завитки создают даже на короткие волосы. Огромные напудренные парики заменяют легкие, воздушные локоны.

Все эти шедевры создавались с помощь гофраторов и других утюжков для завивки лент, бантов и другого множества деталей украшения, а при отсутствии таких инструментов, для придания волосам кудрявости, применяли палочки из металла или гвозди, которые накаляли, а потом накручивали на них пряди волос.

В 1872 году Марселем Грато (Marcel Grateau) были предложены раскаленные металлические палочки, которые были значительно удобнее в работе. Их он использовал для своих клиентов как закручивая локоны, так и распрямляя их, медленно проводя по пряди раскаленным металлом. Позже меняется взгляд на выпрямление волос – появляется прибор, напоминающий расческу с металлическими зубчиками. В отличие от современных образцов, изобретение Грато нагревались от газовой горелки. Для укладки приходилось использовать сразу три инструмента. Первыми укладывали волосы, в то время как второй нагревался, а третий остывал. Весь процесс укладки производился на сухие волосы при помощи расчески. Такая техника завивки позволяла получать ровные волны, не нуждающиеся в дополнительной фиксации.

Имя Марселя Грато тесно связано именно с плойками. Благодаря Грато щипцы получили имя «марсель», и появилось название «марсельская волна» — прическа, которую делали горячие щипцы, и которая вошла в историю как одна из знаковых укладок своего времени и парикмахерского искусства в целом. Щипцы тогда клали на огонь, надевали варежку, чтобы не обжечься, а затем проходились по волосам: несколько зажимов одной пряди по всей длине в итоге и давали знаменитую «марсельскую волну».

Плои́ть, плою́ «укладывать (волосы, белье при утюжке)», плой, плоймя, нареч. «складками». Происходит от гл. плоить, из франц. ployer «сгибать, складывать», от plica «складка», далее от латинского plicāre «складывать, свёртывать» (восходит к праиндоевропейскому: *plek- «плести, скручивать»). Грот (Фил. Раз. 2, 400), Маценауэр (279) предполагают посредство голл. plooien «укладывать складками».

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке

Рис. 5. Иллюстрация из журнала Fashionable Hair Dressing, 1894 год (blog.sciencemuseum.org.uk)

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке

Рис. 6. Щипцы Марселя Грато.

В 1882 году он открыл свою парикмахерскую. 1882-го по 1897-й годы Марсель Грато держит технику исполнения «Волны» в секрете. В это время он берет за одну завивку 500 франков. Огромная сумма по тем временам. Скопив состояние в 1 000 000, уже богатый, именитый и состоявшийся парикмахер раскрывает свои секреты и уезжает в Нормандию, где покупает себе замок. А в 1897 году в продаже появились первые щипцы для завивки, которые сразу же стали пользоваться огромной популярностью. Так  их создатель Марсель Грато стал благодаря своему изобретению миллионером.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке

Рис. 7. Плойка. XX век. Европа. Выставка «Утюги на все лады». Музей «Лошицкая усадьба». Минск.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке

Рис. 8. Газовая горелка для подогрева плойки. XX век. Европа. Выставка «Утюги на все лады». Музей «Лошицкая усадьба». Минск.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке

Рис. 9. А вот на таких карманных спиртовых горелках, любая модистка могла подогреть плойку, чтобы поправить свои локоны в любое время, в любом месте. Выставка «Утюги на все лады». Музей «Лошицкая усадьба». Минск.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке

Рис. 10. Плойка. XX век. Европа. Выставка «Утюги на все лады». Исторический центр «Мозырский замок». Мозырь.

В 1872 году у обычной домохозяйки Эрики Фридманя, по неосторожности. получилось прижать утюгом прядь своих волос. Каково же было её удивление, когда она увидела, что прядь стала идеально гладкой, как только что поглаженное белье! Это была первая попытка механическим способом прижать волосы.

Первый в мире выпрямитель или утюжок для волос был запатентован Симоном Монро. Это произошло в 1906 году и с этого момента можно сказать, что история плойки и утюжка расходится, и каждый инструмент идет по своему пути. Утюжки для выпрямления волос не знали столь богатого прошлого, но сегодня они пользуются не меньшей популярностью, чем плойки. Оторвавшись от имиджа нагреваемых палочек, которыми творили локоны, и в результате вскоре отказавшись от идеи именоваться горячей расческой с металлическими зубьями, щипцы для выпрямления уже в начале века фактически обрели свою окончательную форму. В 1909 году Исаак Шеро представил парикмахерам свое изобретение — две металлические пластины, которые должны были как и плойки, разогреваться на огне, а затем захватывая прядь волос, выпрямлять непокорные кудри. Но речь шла о двух разных пластинах, что снова представляло некоторое неудобство.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке

Рис. 11. Патент на утюжок от 14 декабря 1909 года.

В 1912 году Дженнифер Белл Шофилд из Шотландии предложила объединить эти две пластины в одном устройстве, то есть, ввела  форму утюжков, которую мы знаем и по сей день. Большую популярность щипцы для выпрямления приобрели в 60-е годы, как раз после того, как были изобретены электрические плойки, и такие парикмахерские принадлежности стали более удобны для домашнего использования. С тех пор конструкция утюжка не претерпела кардинальных изменений. Нет ничего лучше, чем обычные нагретые пластины, через которые пропускаются волосы с целью их выравнивания.

Лишь много лет спустя щипцы для стайлинга, которыми можно как накручивать волосы (плойки), так и выпрямлять их (утюжки), стали использоваться как самостоятельные приборы, способные справиться с укладкой волос без участия вспомогательных средств.

Больше не нужно было использовать жидкость, распрямляющую волосы, которая сильно повреждала их перед тем, как по ним проезжала горячая расческа, ослабляющая тугие кудри. Не нужно было подвергать волосы, завитые на первые плойки-палочки, дополнительному воздействию горячего воздуха фена.

Более полувека использовали подобный способ горячей завивки волос, который имел некоторые неудобства использования. Все благополучно разрешилось в 1959 году, когда Рене Лельевр и Роже Лемуан запатентовали первые электрические щипцы, которые позволили без труда завивать волосы каждой женщине дома, лишь включив прибор в розетку. На этом история развития плоек не заканчивается, а форма их только совершенствуется.

В 1980 году появились щипцы на пружинке, которые плотно захватывали локон, став безумно популярными в эпоху, когда в моду вошли сумасшедшие начесы и мелкие кудри. Щипцы для завивки в 80-е обосновываются дома у большинства женщин, которые не стали подвергать свои волосы «химии». Совсем скоро начинаются эксперименты производителей с их формой: в 1987 году компания Wahl Clipper Corporation выпустила профессиональный парикмахерский рынок щипцы, которые завивали волосы дерзким зигзагом. Уже год спустя такая модель появилась и на бытовом рынке.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке

Рис. 12. Современные плойки.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке

Рис. 13. Современный утюжок (выпрямитель) для волос.

Сегодня щипцы для укладки есть дома практически у каждой женщины – одни выпрямляют волосы, другие их завивают. Как и прочие изобретения индустрии красоты, щипцы не только выполняют свои прямые обязанности, они делают это с минимальным риском для здоровья шевелюры, используя и разные режимы температуры, и другие ухищрения. Как и в случае с феном, работать со щипцами можно, используя силу отрицательных ионов, которые делают волосы гладкими.

Металл, который так долго царствовал в приборах для укладки, постепенно уступает место керамике или турмалиновому покрытию, которые более бережны к волосам. Кроме того, современные щипцы используют инфракрасное излучение, разогревающее волосы изнутри, позволяя воздействовать на него менее продолжительное время.  Отдельного внимания заслуживает и форма щипцов, эволюционировавшая также сильно, как и технология их работы – сегодня выпускают щипцы с множеством насадок, позволяя женщине менять образы, бесконечно экспериментируя с внешностью.

Ссылка на источник:

1. https://bonamoda.ru/shhiptsy-dlya-ukladki-volos-istoriya-zhenskogo-nepostoyanstva/

2. https://parikof.ru/blog/istoriya-parika-ot-faraona-do-kanekalona-tolko-samoe-interesnoe/

3. https://xn—-itbbjcbnc3bknq6cgi.xn--p1ai/pricheski-muzhchin-18-veka/

4. https://www.simushka.ru/blog/marsel-grato-istoriia-zavivki-volos.html

5. https://expertpovolosam.com/pricheski/istoricheskie/pricheski-19-veka

6. https://minskmuseum.by/

7. https://iron.museum.by/

8. Выставка “Утюги на все лады”. Музей “Лошицкая усадьба”. Минск.

9. Выставка “Утюги на все лады”. Исторический центр “Мозырский замок”. Мозырь.

10. Эдит Маннони «Утюги». 1996 г

11. «Эволюция утюга». A. H. Glissman. P. O. Box 215, Garlsbad, California 1970

История глажения. Специальные утюги.
Публикация сайта пресофилистов Беларуси. Минск.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.6. От гофратора к плойке

Добавить комментарий

Пролистать наверх