ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления
Опубликовано: 14 июня 2022 г.

Очень любопытными и самыми разнообразными среди специальных утюгов являются шляпные утюги, рассказ о которых был бы не полным без истории появления шляп и других инструментов и приспособлений, используемых при их изготовлении.

У истоков возникновения головных уборов стоят платки, которыми покрывали голову еще древние египтяне: полосатый «немес» с синими полосами предназначался для фараонов, жрецы и другие подданные носили клафты, платки, плотно охватывающие голову и окрашенные в зависимости от статуса их хозяина. Древние греки в походах использовали шляпы петасос.

Именно этот головной убор стал основой для всех появившихся позже шляп и шляпок, история которых насчитывает уже десятки веков и сотни, а то и тысячи наименований.
В период Средневековья моду на головные уборы едва ли можно назвать разнообразной. Часто роль шляп выполняли капюшоны, которые со временем превратились в некоторое подобие тюрбана с украшениями-фестонами – шаперон. С XIV века благодаря королеве Изабелле Баварской стали входить в моду атуры, или эннены – высокие женские шляпы в форме конуса или цилиндра, без полей, сооружаемые с помощью китового уса, накрахмаленного льна и поверх него – дорогих шелковых тканей.

Позже пришла пора широкополых шляп – вероятно, потому, что в европейских городах практиковался обычай выливать нечистоты из окна, а улицы были слишком узкими.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 1. Э. Мессонье. Игра в пикет

Как бы то ни было, с XVII века шляпы занимают особое место в гардеробе – тульи украшаются перьями, пряжками из драгоценных металлов и даже бриллиантами, а приветствие превращается в изящный ритуал со снятием шляпы и совершением ею определенных движений.

После появления париков при Людовиках, с конца семнадцатого века до французской революции, шляпа стала центральным элементом мужской одежды, знаком отличия. Пролетарий носит фуражку, иногда шляпу по воскресеньям и праздникам.

Постепенно конструкция шляп, как женских, так и мужских, усложнялась, вместе с объемными париками, введенными во французскую моду королевой Марией-Антуанеттой, появились и замысловатые способы украшать шляпы – в том числе специальными механизмами, приводящими в движение фигурки бабочек и птиц.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 2. Начало XIX века подарило миру высокие шляпы с плоским верхом – цилиндры.

Шляпой от немецкого слова Schlappe называют головной убор, сохраняющий устойчивую форму и изготавливаемый из широкого набора материалов — фетра (тонкого войлока, получаемого валкой заячьего, лисьего и пр. пуха), велюра, бархата, парчи, кожи.
На протяжении многих эпох шляпа играла важную роль в определении статуса человека, его положения в обществе. Выбор шляпы, степень ее экстравагантности говорили об оригинальности вкуса, смелости и необычности человека, который ее носит, о его принадлежности к светскому обществу, кругу художественной богемы или же наоборот – к низшим, беднейшим сословиям.

Шляпы изготавливались для использования в течении длительного времени, как и обувь того времени, которая использовалась в течении десяти и более лет. Когда изнашивались каблуки или подошвы, ее несли к сапожнику, при этом сохранялся старый верх. Как по состоянию обуви, так и по шляпе, определяли, что перед тобой за человек.

Мужская шляпа должна быть идеальной, это шляпа с высоким берцем, шляпа с восьмью бликами, котелок, а затем и менее строгие, но все же элегантные головные уборы, вплоть до модной одежды из мягкого войлока.

Следует отметить, что мужчины покупали свои шляпы у шляпников и мужские шляпы были пожалуй одной из самых консервативных тем, потому, что за 150 лет мужские шляпы практически не изменились. А вот женщины заказывали свои шляпы у модисток.

Фасоны были самые разнообразные: плотно прилегающий к голове чепец с множеством кружев и лент; крохотная женская шляпка «Биби»; украшенный драгоценностями и пером тюрбан; соломенная шляпка с мантоньерками под игривым названием «гнездо шута»; популярный среди русских модниц малиновый берет, в котором, кстати, Татьяна Ларина блистала на балу …. Всего не перечислишь.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 3.

Поводом для создания новой шляпки могли стать политические события, забавные происшествия, новые театральные постановки или романы. Шляпка «Ромео» свидетельствовала о пристрастии к Шекспиру, а «Франциск» — о хорошем знании французской истории. Дамы в ложах могли украшать шляпы перьями любой величины, что не позволялось дамам, находящимся в партере. Одновременно это указывало на материальное положение дамы.
Шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины и означала, что девушка или дама образованны и знают правила светского этикета. Именно тогда сложились правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении. Ведь некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 4.
Женские головные уборы во второй половине 19 века стали служить преимущественно целям украшения, почти утратив свои практические функции. Форма шляп и их отделка менялись также стремительно, как обновлялся модный силуэт платья. Ежемесячно журналы мод предлагали десятки новых фасонов дамских шляпок, причем здравый смысл при этом часто отсутствовал.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 5.
Отделка шляпок во второй половине 19 века была весьма разнообразной и богатой — шляпы отделывались лентами из атласа, газа, тюля, перьями страуса и цапли, гирляндами листьев, вырезанными из той же ткани, что и сама шляпа, цветами из шелка, столь близкими к природе, что, казалось, их копировали с ботанического атласа. Все эти украшения были сделаны искусно и тонко, существовала даже специальная профессия «Флеристка» — модистка, занимавшаяся только шляпными отделками, украшениями, изготовлением цветов, букетов. А журналы мод публиковали систематический курс рукоделия — изготовление цветов на шляпку для женщин скромного дохода.

Шляпы в которых использовались птичьи перья были безусловно причиной массового истребления птиц. В конце 1800-х годов экспорт птичьих перьев из Бразилии в США занимал первое место. Когда-то в США были местные каролинские попугаи, последний из которых умер в неволе в зоопарке Цинциннати, в той же клетке, в которой за несколько лет до этого умер последний странствующий голубь.

Таким образом, с распространением ношения шляпы девятнадцатый век привел к созданию множества специальных инструментов при ее изготовлении и для ее глажения.

Для шляп в девятнадцатом веке появились специальные утюжки пригодные для разглаживания жестких мужских головных уборов из плотного текстиля. Чтобы следовать за цилиндром, который формировался как верхняя часть шляпы, эти утюги имеют вогнутую поверхность.

Некоторые изделия изготавливались из дерева, некоторые окунались в кипяток. Есть такие, которые наполнялись горячей водой.

Для формирования элементов шляп, в некоторых случаях  использовались флутеры (лекции 9.7 — 9.11.) и яичные утюги (лекция 9.15.).

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 6. Реклама шляп компании «Hawes von gal Co. Inc. “Космополитен”, октябрь 1903 года.

Текст: Шляпы последней моды, изготовленные на наших лучших фабриках и продаваемые с гарантией качества, чем шляпы продаваемые в два раза дороже нашей цены 3 $.

Аккредитованные агенты повсюду

«В течении многих лет после заселения США шляпы все еще импортировались из Европы. Там производили фетровые шляпы со времен норманнов, а бобровые стали производить после 1500-х годов. Здесь было несколько шляп, изготовленных вручную примерно с 1662 по 1820 год. Дэнбери, штат Коннектикут, на протяжении многих лет был первым ведущим центром индустрии шляп. Их первая фабрика была основана в 1780 году, где они изготовили первые бобровые шляпы в США. Шелковая шляпа и мягкие фетровые шляпы успешно производились только в 1930-х годах. Похоже, что каждый раз, когда стиль шляпы будет меняться, необходимо будет разрабатывать совершенно новый набор инструментов для достижения желаемого эффекта. Некоторые названия и способы использования этих инструментов были полностью забыты. Мы поговорили со старшими мастерами, и они объяснили сложные процессы производства материалов, а также готового изделия. Можете ли вы представить себе современного рабочего, способного перерезать нитку, чтобы волокна сложились в сплошной кусок войлока?»

«Эволюция утюга». A. H. Glissman.  P. O. Box 215, Garlsbad, California 1970 г. Стр. 177.

Если мода на мужские шляпы отличалась консерватизмом, то мода на женские шляпки менялась из года в год. Богатые женщины могли себе легко позволить новую шляпу к Новому году, а вот для тех, кто жил в благородной бедности, таких, как семьи героинь романов о Джейн Остин, прошлогодние шляпы превращались в новые за счет новых лент. Модистки закупали заготовки для шляп и украшали их лентами и другими отделками и украшениями.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 7. Для изготовления шляпы требовались формы многих размеров и конфигураций. Материал сначала был сформирован в виде конуса, а затем его прижимали к пресс-форме и придавали требуемую форму. Форма слева использовалась для постройки пуританского стиля 18 века. Центральная из них предназначалась для женских шляпок 19 века. Та, что справа, использовалась для формирования шляп типа “Стетсон” начала 1900-х годов.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 8.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 9.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 8., 9., 10., Болванки для изготовления женских шляп. (Рис.10. —  Выставка “Утюги на все лады”. Музей “Лошицкая усадьба”. Минск.)

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 11. Станок-тиски для изготовления и растяжки шляп и шапок.

Все стадии создания головного убора, все технологические моменты демонстрируются на практике в Музее головных уборов Брюмме в Нюрнберге. Германия.

(Более подробно см. лекцию 2.11.3.)

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 12.

Мастерская в музее головных уборов Брюмме. Музей в присутствие мастера оживает, становится не застывшей картинкой того, что было когда-то, не местом хранения неких артефактов, вырванных из реальности, а живыми участниками удивительного действа, наглядным дополнением познавательного процесса обучения старинному ремеслу шляпника.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 13.

Торговая марка была основана в 1878 году прадедом Хорста господином Грюндером Брюмме (1843-1902), традиции были продолжены его дедом Мартином Брюмме (1880-1949), затем – его отцом Максом Брюмме (1905-1985).

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 14.

После формовки заготовки — «колпака» он вручную уменьшается в размерах, и это при том, что работать приходится с мокрым и горячим материалом, только что подвергнутым термической обработке. Далее материал формуется на специальной заготовке.  Для придания ему нужной формы используется колодка-заготовка соответствующего размера и фасона, которая имеет пару в виде лекала для формирования полей шляпы. Используя две заготовки, шляпник на наших глазах создает новое изделие.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 15.

Затем производится формовка: заготовку, надетую на колодки, помещают под песочный пресс массой 25 кг, примерно на полчаса.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 16.

Формируя поля шляпы, Хорст пропаривает ее специальным миниатюрным утюгом.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 17.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 18.

Поля шляпы подшиваются снаружи и изнутри, для чего используются различные ручные швейные машинки.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 19.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 20.

Но самым необычным оказался старинный прибор, с помощью которого можно получить точный размер головы, а по ее конфигурации подобрать тот фасон шляпы, которая будет смотреться на вас идеально, скрывая недостатки и подчеркивая достоинства. Прибор надевается на голову, за несколько секунд вы уже получаете точный результат, на фирменном листочке бумаги с логотипом торговой марки Брюмме, адресом музея, отмеченной мелкими отверстиями идеальной именно для вас формы шляпы, начертанием вашего размера, сегодняшней даты.

Еще одним необычным механизмом ставится ваше персональное клеймо в виде инициалов.

Для всего технологического процесса требуется примерно 6-8 часов.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 21. Железный латунный ящик, используемый для изготовления женских шапочек в Голландии около 1890 года. Есть утюг такой же формы, но более выпуклый и более закругленный по углам, который использовался для изготовления воротничков голландских дам.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 22.  Утюг с “душой». Франция. 20 век.  Выставка «Утюги на все лады». Музей «Лошицкая усадьба». Минск.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 23.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 24.

Рис. 23., 24. Стоит упомянуть о краевых утюгах. Это утюги-щипцы или утюги-ножницы. Они имеют внутри плоские поверхности и использовались для краев шляп, кончиков воротников и других подобных мест  (см лекцию 9.5.).

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 25.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 26.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

рис. 27. 3-дюймовый старинный утюг для цветов с деревянной ручкой и латунным основанием. Длина (с ручкой) = 8 дюймов.

Рис. 25., 26., 27. В 1890-х годах перья на шляпах сменились цветами и листьями. Это была сложная работа, которая делалась вручную. Для их изготовления использовались специальные «цветочные утюги». Они состояли из двух частей. Нижняя обычно была сделана из латуни, верхняя часть железная, но могла быть и латунной. Этими утюгами изготавливали цветы, листья и геометрические узоры различных размеров. Части утюга нагревались, но не сильно, чтобы не повредить ткань, которую перед этим накрахмаливали.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 28. Оригинальная бумажная реклама «розового утюга» из издания Витте. 1902 год.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 29. Изготовленные во Франции около 1900 года эти утюги были очень популярны. Они наполнялись горячей водой.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 30. Хромированный латунный шляпный утюг с полой подошвой, который наполнялся горячей водой для разглаживания мужских цилиндров. Эти утюги  также рекомендовались дамам, потому что когда ими гладили кружева, они не желтели, а также ими гладили всевозможные хрупкие, труднодоступные ткани, такие как бархат, шелковые ленты, вышитые муслины и парусные тюльпаны, которые висели на женских шляпках. Франция. 20 век.  Выставка «Утюги на все лады». Исторический центр «Мозырский замок». 2022 г.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 31.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 32.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 33. Музей Лонгви. Франция.

Рис. 31., 32., 33. Для шляп в девятнадцатом веке появились специальные утюжки пригодные для разглаживания жестких мужских головных уборов из плотного текстиля. Чтобы следовать за цилиндром, который формировался как верхняя часть шляпы, эти утюги имеют вогнутую поверхность. Они назывались утюгами для шелковых шляп и использовались для глажки корон высоких шляп из шелка и шляп-дерби. Некоторые шляпники предпочитали более тяжелое железо, о чем свидетельствует утюг на рис. 29, ручка которого заполнена свинцом.

ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Рис. 34. Фрагмент экспозиции выставки «Утюги на все лады». Исторический центр «Мозырский замок». 2022 г.

Ссылка на источник:

1. Эдит Маннони  «Утюги». 1996 г

2. «Эволюция утюга». A. H. Glissman.  P. O. Box 215, Garlsbad, California 1970

3. https://minskmuseum.by/

4. https://iron.museum.by/

5. https://kulturologia.ru/blogs/091118/41232/

6. https://krasivyepricheski.com/kak-sdelat-prichesku/

shlyapy-hih-veka-v-19-veke-v-shlyapnom-iskusstve-…

7.  WWW.KIROV.KP.RUhttps://www.kirov.kp.ru/daily

/26224.4/3109223/

8. https://pressingironandtrivetcollectors.org/

9. Коллекция Кевина Маккартни. США.

10. Выставка “Утюги на все лады”. Музей “Лошицкая усадьба”. Минск.

11. Выставка “Утюги на все лады”. Исторический центр “Мозырский замок”. Мозырь.

История глажения. Специальные утюги.
Публикация сайта пресофилистов Беларуси. Минск.

При просмотре видео используйте переводчик субтитров

Видео

 
ИСТОРИЯ ГЛАЖЕНИЯ. Лекция №9.14.1. Специальные утюги. Шляпы и приспособления для их изготовления

Добавить комментарий

Пролистать наверх