
Рис. 1. Деревянная скамья для глажения белья с помощью рубеля. Беларусь. Могилевская обл. д. Татарка. 1950 г.
От стекла плавно переходим к дереву. Происхождение досок до сих пор неясна. У древних римлян была технология сдавливания двух балок, похожая по своему строению на деревянную книгу, которая создавала давление с поворотом винта, прикрепленного к прессу-балке. Первые деревянные утюги упоминаются 1444 годом в Норвегии. Самые старые доски можно увидеть в Этнографическом музее в Арнеме (Нидерланды), среди которых есть доска датированная 1566 годом. Самое крупное собрание досок находится в “Музее досок для разглаживания Северной Европы” в США. История этих утюгов самая долгая.
Рис. 2. “Музей досок для разглаживания Северной Европы”
Рис. 3. “Музей досок для разглаживания Северной Европы”.
В XV веке, в Европе, ее называли mangle board. Это длинная доска размером примерно 80 см на 15 см, с тонко вырезанной ручкой. “ Когда Вы хотите придать плоскому белью, -объясняет старая энциклопедия, -определенный блеск без крахмала, его подвергают операции манжирования (править) или каландрирования (прокатывать), простая холодная прокатка. Этого оказалось достаточно, чтобы ткань разгладилась”.
В странах северной Европы, деревянные утюги были плоские, без ребер. Ведь там были распространены деликатные ткани – сатин, хлопок, шелк. Но и с ребрами годились в обиходе: они уже выступали в качестве первых стиральных досок. Их составляющей частью был и валек — то, на что наматывали одежду при утюжке.
На территории славян деревянные утюги были с ребрами и носили название – рубель, гранчак, праник, пральник, катала, ребрак, плашка, раскатка, качулка рубчатая, валец и т.п. У нас больше были распространены грубые ткани (лен) и, конечно, после такой утюжки ткань изо льна была мягче и чище! Деревянные утюги использовались для отжима, размягчения и разглаживания ткани на скалке катанием, отсюда и пошло выражение «не мытьем, так катаньем».
В разных регионах Белоруси и России рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объёмная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой.
Рис. 4. Деревянный утюг в виде выгнутого бруска с ручкой, которая является продолжением изделия. Ручка короткая, цилиндрическая, Изделие выгнутое, с округлой спинкой. Рабочая часть с нарезанными поперек трапециевидными зубцами. Мастер неизвестен. Деревня Лазовка, Полоцкий р-н, Полоцкая обл. БССР. 1940-1950 г. г. Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник.
Рис. 5. Рубеля и качалки. Беларусь, Россия. XX век. Выставка “Утюги на все лады”. Исторический центр “Мозырский замок”. Мозырь.
Рис. 6. Рубель. Центральная Россия.
Рис. 7.
Этот рубель в 2007 году был подарен Егорьевскому историко-художественному музею Ларисой Тихоновной Чупахиной. Он достался ей от матери, Анфисы Черкасовой, которая, в свою очередь, получила его в качестве приданого от отца Мефодия Куприяновича Боровикова, считавшегося в свое время лучшим в Егорьевске мастером по изготовлению головных уборов. Согласно семейной легенде, Мефодий Куприянович выиграл его в качестве приза на городской ярмарке. Предмет очень красивый, изготовленный как подарочное изделие в начале XX века. Тыльную, нерабочую поверхность рубеля украшает эффектная роспись: на черном, лакированном фоне рисунок, в виде цветочной гирлянды из роз и стилизованных ромашек. Цветы и листья гирлянды раскрашены по серебристой основе в красный, синий, малиновый, зеленый и золотистый цвета. Такие нарядные, расписные рубеля были одними из излюбленных украшений крестьянского жилища.
Деревянные доски использовались в Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Германии, Нидерландах, Исландии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Польше, Литве, Эстонии и России. В Англии доски назывались battledores, battels, beatels, beetles. Белье можно было отправить на разглаживание катанке, работающей дома, часто вдове, зарабатывающей гроши на катанке, купленной доброжелателями после смерти ее мужа.
Язык
Французский mangelboerd
мангельберд
Голландский mangelplank
мангельпланк
Датский manglebraet
манглебрет
Норвежский язык mangletre
манглетр
Финский kaulauslauta
каулауслаута
Шведский mangelbrade
мангельбраде
Немецкий das Mangelbrett
дас мангельбрет
Исландский trafakefli
трафакефли
Рис. 8. Норвежский народный музей , 1962 год.
Есть всего несколько досок, имена производителей которых были на них указаны, остальные тысячи сохранившихся досок остаются безымянными. Эти тысячи можно разделить на две группы: к первой относятся те, что были произведены для собственного использования, ко второй относятся доски, изготовленные для продажи. Понять, к какой группе относится та или иная доска, можно по ее внешнему виду. Те изготовители, у которых не было должной практики резьбы по дереву в целом, изготавливали простые доски. Те же, у кого был в этом опыт, старались показать свои навыки резьбы. На досках, произведенных для получения дохода от их продажи, мастер обычно оставлял небольшое пустое место, чтобы покупатель мог сам вырезать инициалы для предназначенного владельца.
Украшенная и раскрашенная символами, доска была дорогим предметом и дарилась, например невестой ее будущему мужу на свадьбу.
Рис. 9. Нет никакой информации о применении деревянных инструментов для стирки и глажения на территории Китая, однако мы нашли фото пральника с подписью на китайском языке: 中文:达尔卡什人搓衣板。- стиральная доска (ссылки 9, 10).
Позже, в России, рубель стал металлическим. По одной из версий, его сначала нагревали в печи, в потом обматывали мокрой тканью. В этом случае, одежда одновременно сушилась и разглаживалась.
Рис. 10. Рубель чугунный. Россия, Начало XX века. Музей утюга. Коссовский замок. 2021 г.
Также, широко использовался и другой деревянный инструмент. Вместо того, чтобы надавливать, вы могли просто стучать по мокрому белью битой (колотушка, валек пральный, праник, пра́льник — «стиральная скалка», от прать.), имеющей плоскую поверхность. (Как засвидетельствовала Дороти Вордсворт в «Шотландских границах» в 1803 году). Пропитанное золой или мыльным раствором белье клали на твердую поверхность, а затем выбивали и выкатывали праником.. Стирали в старину часто на берегах рек, на мостках («кладках»). На Беларуси праник известен с XI — XII веков.
Рис. 11. Миниатюра из книги «Splendor solis» (Великолепие солнца), 1531 год.
Рис. 12. Д. Р. Найт «Прачки».
Рис. 13. Праник. Беларусь. XX век.
Рис. 14. Х. П. Платонов. Прачка. 1889 год.
Удобная ручка, широкая, гладкая, чуть выгнутая поверхность валька соответствует отработанному веками движению во время удара по мокрому белью. Археологические находки свидетельствуют о том, что основная форма валька Х века полностью сохранилась до XIX века; за эти столетия совершенствовались лишь его детали.
Очевидно, что валек подвергался при работе очень серьезным нагрузкам, поэтому дерево, из которого его мастерили, должно было быть тяжелым, прочным, не бояться влаги, не растрескиваться, не коробиться и не пачкать белье. Для изготовления вальков использовалась древесина таких лиственных пород деревьев, как берёза, ветла, липа, осина.
Скульптурность предмета, его объем народные мастера прекрасно подчеркивали резьбой. Её наносили на отдельные, нерабочие части валька – на кончик ручки, на боковые стороны и на верхнюю, чуть вогнутую плоскость. Нижняя, рабочая поверхность предмета оставалась гладкой, так как резьба при выколачивании могла повредить белье.
С древнейших времен человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами. Это шло от языческих верований, но сохраняло смысл и в христианскую эпоху.
Рис. 15. Валек (Праник). Егорьевский историко-художественный музей. Россия.
Неизвестный поволжский мастер начала XIX столетия, изготовивший этот валек и украсивший его резьбой, наверняка уже не смог бы объяснить языческого содержания рисунков, а лишь повторил старые орнаменты. А между тем здесь присутствуют несколько древних символов, которые наши далекие предки считали сильнейшими оберегами.
Священное языческое изображение – всадник на коне – являлось одним из символов солнца. Также один из вариантов солярного знака, «Перуново Колесо», очень популярный символ. Смысл этого знака более общий, связанный не только с солнцем, но и с небом, грозой, молнией и громом. Орнамент, представляющий собой комбинацию из треугольников и ромбов, носит название «вспаханное поле». Это символ земли, дарующий плодородие и обеспечивающий рождение детей. Сюжеты с изображением солдат в мундирах были также нередки.
Узорные вальки вешались на стену и были одними из излюбленных украшений крестьянского жилища. Особенно нарядными являлись подарочные вальки, которые парни преподносили девушкам. Одни из них выполняли в виде стилизованной женской фигуры, другие украшали сквозными отверстиями с камешками, бусинами или горошинами, которые при работе издавали характерный «журчащий» звук.
Рис. 16. Праник. Норвегия. 1813 год.
Рис. 17. Праник. Норвегия.
Рис. 18. Герб г. Наугайма (Германия).
Рис. 19. Герб г. Вешенбойрена (Германия).
Рис. 20. Ингегард Оскарссон (Швеция) очень интересовалась, как ухаживать за льняными изделиями без помощи утюга, поэтому проверила несколько методов. Используя садовый столик (пластиковый с отдельной деревянной доской), который послужил «качалкой», она успешно разглаживает льняные изделия. Это просто и дает очень хороший результат. Льняные ткани должны быть высушены до состояние «готовности к искажению» до того, как они будут подвергнуты сглаживающей обработке.
Рис. 21. Экспозиция предметов холодного глажения в Жлобинском краеведческом музее.
Рис. 22. Экспозиция предметов холодного глажения в Хойникском краеведческом музее.
Ссылка на источник:
1. Эдит Маннони «Утюги». 1996 г
2. «Эволюция утюга». A. H. Glissman. P. O. Box 215, Garlsbad, California 1970
6. htttp://zhlobin.museum/by/
8. https://pressingironandtrivetcollectors.org/
9. https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%
10. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%E5%
8C%97%E9%AB%98%E5%8A%A0%E7%B4%
11. https://egmuseum.ru/expo/rubel-tsentralnaya-rossiya-xix-vek
12. http://polotsk.museum.by/node/49207
13. https://www.textilverkstad.se/pdf/
vavmagasinet_3_07_eng.pdf?fbclid=
IwAR0TYXdK-igTPqpAtneY8IZBdE8QZr3…
14. Коллекция Кевина Маккартни. США.
15. Выставка “Утюги на все лады”. Музей “Лошицкая усадьба”. Минск.
16. Выставка “Утюги на все лады”. Исторический центр “Мозырский замок”. Мозырь.
История глажения. Холодное глажение.
Публикация сайта пресофилистов Беларуси. Минск.
При просмотре видео используйте переводчик субтитров.