
Благодаря утюгам со слитками железо стало широко применяться в области французского декоративного искусства. Некоторые из них представляют собой небольшие шедевры 17 -18 веков. Самые красивые, предназначенные для знатных аристократических семей, относятся к числу самых ценных утюгов.
Они соответствуют новым потребностям, изысканности костюма. Быстрое развитие текстильной промышленности, начатое в Северной Италии, привело к появлению на рынке большого количества тонкого льна и породило новую моду, распространенную в двух крупных западных мегаполисах, первый, более старый, влияющий на другой, который его сменит: Флоренция и Париж. Короли Франции стремятся показать флорентийскую изысканность, которая их ослепляет. Франсуа I написал Изабель д’Эсте, великой леди высокой культуры, другу Леонардо до Винчи, с просьбой прислать ему “ кукол “, одетых по последней моде.
Начиная с 15 века, в Северной Италии, благодаря техническому и экономическому прогрессу ткачей, тонкое полотно становилось все более важным элементом одежды.
Современное, дорогое, оно становится элементом, обозначающим изысканность и высокий социальный стандарт. Нижней одеждой итальянцев была рубашка — «камичи».
На рукавах куртки, которую молодые итальянцы носили поверх рубашки, на месте сгиба делались разрезы. Они могли иметь форму овала, квадрата, морской звезды и др. Сквозь них виднелась роскошная нижняя рубашка из тонкой белой ткани. .
Узкие куртки имели также разрезы на боках и шнуровку на груди. Из-под глубокого выреза ворота проглядывала рубашка. Существовали и куртки со стоячим воротником, который застегивался сзади.
Таким образом “нижнее белье”, которое стало элементом костюма, должно быть показано. Рукава платьев и жилетов прорезались, чтобы все могли любоваться теми рубашками, которые надеты. Верх изделия часто имел вырез лодочкой, чтобы показать присборенный верхний край рубашки.
В 16 веке происходят дальнейшие изменения. Тонкая льняная ткань применяется в верхней части платья, образуя красивые воротнички, самым экстравагантным из которых является клубника. Екатерина Медичи, ставшая королевой Франции, последовала политике Франсуа I в области одежды и усилила распространение итальянской моды при дворе.
Так выглядит воротник Медичи- большой вертикальный воротник, обрамляющий голову, как веер. При ней возникло известное кружево мавританского рукоделия, которое Венеция импортировала в Европу. Создание и обслуживание всех этих элементов требовало использования горячего утюга. В 17 веке эти элементы в одежде распространены повсюду. Если клубника пропала, ее заменяют большими отложными воротниками, горжеткой, жабо или льняным полотном окантованным кружевом.
Этой моде поддаются и мужчины.
«От башмаков до шляпы — банты, ленты, банты,
ленты!.. Распустят до пояса парики из пакли,
штаны наденут, широкие, все в складках —
пузырями, камзол кургузый, рубашку выпустят
сборками над тощим животом!»
Ж. Б. Мольер.
В конце 17 века дамы носили на руках плоские рукава с лацканом, на котором сбегали кружево и левый переплет.
Это увеличение рубашек, пальто, воротников, манжет, кружева объясняет появление новой профессии, столь важной, что она выделяется в отдельную корпорацию портных, которая была создана в 1667 году. Они специализируются на пошиве нижнего белья. Это быстрое развитие массового потребления предполагало все более развитое и усовершенствованное использование железа. Это объясняет внешний вид этих роскошных утюгов со вставками, хотя среди них есть и более скромные и примитивные.
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 1., 2. Примеры роскошных утюгов со вставками. (Выставка «Утюги на все лады». Исторический центр «Мозырский замок». Мозырь.)
Рис. 3. Утюг бычий язык «Наполеон» с подставкой. Из коллекции Бака Карсона (Buck Carson) из Нью-Джерси. Был выставлен на аукцион перед съездом PITSA 2022 г.
Рис. 4. Утюг со вставкой. 1890 -1900 г. г. Шотландия. (В. Горячев. Московская область. г. Руза.)
Рис. 5. Музей утюга. Минск, Троицкое предместье, 2018-2020 г. г.
Ссылка на источник:
1. Эдит Маннони «Утюги». 1996 г
3. https://www.facebook.com/groups/
4. https://ctv.by/pokazyvaem-unikalnye-utyugi-so-vsego-mira
5. Выставка “Утюги на все лады”. Исторический центр “Мозырский замок”. Мозырь.
История глажения. Горячее глажение.
Публикация сайта пресофилистов Беларуси. Минск.