Перед отправкой формы пароль будет зашифрован в браузере. Это позволит избежать передачи пароля в открытом виде.
Перед отправкой формы пароль будет зашифрован в браузере. Это позволит избежать передачи пароля в открытом виде.
*— обязательные для заполнения поля

Развитие социологического образа мышления с помощью мультимедийных технологий на примере сказок Навигител

Опубликовано: 30 марта 2022 г.

Кобяк О.В., Шифрин А.Е.

Аннотация

Социологический образ мышления определён как ключевой способ восприятия и оценки социальных действий и регулятор поведения социализированного субъекта. Построена модель развития социологического образа мышления под влиянием сказок Навигител. Представлено структурно-функциональное описание модели. Мультимедийные технологии обоснованы в качестве технологической базы для практической реализации построенной модели. Раскрыт потенциал мультимедийных технологий в развитии социологического образа мышления. Сформулированы ключевые положения аксиологии и проявлена социологическая сущность сказок Навигител.

Введение 

Начнём с аналогии. Экономический образ мышления – общепринятая научная категория [1]. Традиционно его трактуют как процесс перебора экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Зачем учиться экономическому образу мышления? Ответ очевиден. Хочешь быть успешным, обеспеченным человеком в мире, где ресурсы по определению ограничены, а самым мощным социально-экономическим законом выступает закон конкуренции [2, с. 79–88]? Вот тебе инструмент, предназначенный для приращения материальных благ. Осваивай его – и тебя ждёт успех! Что касается необходимости развития социологического образа мышления, то эта ситуация не такая простая и очевидная. Зачем его осваивать?

В русле позиции известного российского социолога А.Г. Здравомыслова [3], выделим основные возможности, которые открывает субъекту социологический образ мышления. Он позволяет, во-первых, понимать социальность, «человеко-ориентированность» своих действий и действий других людей; во-вторых, осознавать, что любое социальное действие развёртывается на ряде уровней, и социологическое мышление призвано «схватывать» все эти уровни; в-третьих, адекватно оценивать практически неизбежные контрдействия; в-четвёртых, прогнозировать соотношение ожидаемых и непредвидимых последствий социальных действий; в-пятых, уметь от фактов переходить к объяснению, а от объяснения к пониманию; в-шестых, интерпретировать события в соответствующем социально-культурном контексте.

Перечисленные возможности позволяют нам определить социологический образ мышления, с одной стороны, как способ восприятия и оценки субъектных действий в качестве социальных действий («на входе»), а, с другой стороны, как регулятор поведения социализированного субъекта («на выходе»). Поскольку среди всех действий индивида, так или иначе включённого в структуру общественных связей и отношений, самыми ценными для него являются социальные действия («Робинзон» всегда будет стремиться встретить «Пятницу» [4]), поэтому социологический образ мышления мы трактуем как основное и необходимое условие успешной выработки экономического, правового, управленческого и всех других форм поведения социальных субъектов. Тем самым, мы утверждаем, что социологический образ мышления – это благо для социального субъекта, более того – его конкурентное преимущество. Однако, актуальным остаётся вопрос, как нам развивать социологический образ мышления? 

Основная часть 

В первом приближении мы можем предположить, что такой нелинейный образ мышления, как социологический образ (а он уж точно нелинейный), предполагает соответствующие нелинейные способы его формирования. Вспоминается старый анекдот. Едут два ковбоя на паровозе. Впереди поворот. Один ковбой кричит другому: «Билл, бросай в топку кривые дрова! Мы поворачиваем!». В каждой шутке есть доля правды. В этой шутке зерно истины в том, что формат способа освоения социологического образа мышления должен быть оригинальным, нескучным, нетривиальным, если хотите, неакадемическим, в общепринятом понимании этого слова. Тем более, что сейчас мы говорим не о подготовке профессиональных социологов, а о расширенной популяризации принципов социологического мышления и применении его в социальных практиках. Поэтому способ должен впечатлить, расшевелить, «разбудить», вывести из привычного равновесного состояния, чтобы сместить «фокус внимания» и «центр тяжести» интересов в сторону социологических подходов к организации жизнедеятельности, разрешению проблемных, в том числе конфликтных ситуаций, целеполаганию и выбору путей достижения целей. Вместе с тем, способ освоения должен быть понятен всем социальным субъектам, независимо от их демографических, образовательных, статусных, профессиональных и других субъектных характеристик, то есть он должен быть инвариантным. Вышеуказанными характеристиками обладают только, пожалуй, объекты из сферы искусства.

Удачный образец влияния искусства на повседневные практики представлен в художественном фильме «Человек с бульвара Капуцинов» (киностудия «Мосфильм», 1987 г.), где очень ярко и образно показано, как «синематограф» кардинально изменил в лучшую сторону привычный уклад жизни, нравы и привычки людей в отдельно взятом городке на Диком Западе [5].

Мы же хотим продемонстрировать модель развития социологического образа мышления на примере сказок Навигител [6, с. 134–140].

Почему выбран жанр сказки?

Потому что любое сообщение, призванное действовать линейно через рассудок, имеет, как правило, явно выраженную цель влияния, так как смысл в нем выражается строго определенным образом. Это вызывает у реципиента состояние повышенной бдительности, неодобрительности к воспринимаемой информации − контрсуггестию [7, с. 7–35]. В сказках связь содержания с воздействием существенно более пластична, нелинейна, а сам текст неопределеннее по смыслу и многозначен. Это предоставляет реципиенту гораздо больше свободы и создает видимость полной самостоятельности в переживаниях, независимости в трактовке смыслов текста.

Почему сказки Навигител?

Потому что они изначально социологические по своей идеологии и ценностно-нормативному содержанию. Вот ключевые положения их аксиологии, которые являются краеугольными камнями культуры джанвидов – главных героев сказок Навигител:

1. Безусловная ценность жизни во всех её проявлениях.

2. Социальный прогресс возможен и к нему нужно сознательно стремиться.

3. Все социальные противоречия можно и нужно решать путём переговоров.

4. Примат социального прогресса над техническим.

5. Опыт и мудрость предков – надёжная основа настоящего.

6. Будущее начинается сегодня и зависит от вклада каждого.

Сюжеты сказок также не случайны. Каждый из эпизодов связан с каким-либо из социальных законов, каким-нибудь социологическим методом или концепцией. Так, например, «Сказка о 400 пшеничных зёрнышках» литературно-художественным образом раскрывает суть выборочного метода в социологии. «Сказка о быстро построенном частоколе» показывает практическую ценность социально-экономического закона разделения труда. «Сказка о суровой зиме и добрых соседях» повествует о жизненно важной пользе социальной кооперации. «Сказка о непростом пути к правильному решению» убедительно свидетельствует о непреходящей ценности экспертного мнения. Сказка «О желудях, каштанах и спасительном мешке» демонстрирует преимущества опросного метода в выяснении общественного мнения по поводу вопросов, которые по своей сути относительно простые, но касаются многих. Сказка «О чудесном спасении снеха и волшебной силе культуры Навигител» раскрывает удивительные возможности культуры в формировании социализированной личности и т.д.

Сконструированная модель развития социологического образа мышления относится, в терминологии В.А. Штоффа, к классу идеальных моделей (рисунок) – «… модели этого рода остаются мысленными, идеальными даже в том случае, если они воплощены в какой-нибудь материальной форме, в виде рисунка, чертежа, схемы или просто системы знаков... Эти модели могут быть названы идеальными также и потому, что даже тогда, когда их элементы и отношения зафиксированы при помощи знаков, рисунков или других материальных средств, все преобразования в них, все переходы в другое состояние, все преобразования элементов осуществляются мысленно, т.е. в сознании человека, который опирается при этом на определенную семантику и пользуется логическими, математическими, физическими и другими специфическими правилами и законами. Без этого такие рисунки, чертежи, системы знаков и другие конструкции лишаются смысла и вообще значения моделей как образов действительности» [8, с. 26].

модель-рус.jpg

Рисунок – Модель развития социологического образа мышления под влиянием сказок Навигител

В центральной части модели находится стимуляционно-мотивационный механизм [9, с. 269–272], состоящий из трёх компонентов: «Стимулы», «Интересы» и «Мотивы». Основной функционал компонента «Интересы» связан с избирательным преобразованием некоторых, потенциально наиболее интересных для социального субъекта, стимулов как возможностей, вариантов действий, шансов, в мотивы, как внутренние побуждения к действиям. Фактором, влияющим на работу всех трёх компонентов стимуляционно-мотивационного механизма выступает «Культура». Этот важнейший блок модели включает ценности, нормы, образцы поведения, усвоенные и освоенные социальным субъектом как приемлемые и правильные. Будучи мотивированным, социальный субъект апробирует на практике (правый блок модели) определённые действия, которые направлены на достижение цели и составляют стиль поведения этого субъекта. В зависимости от результатов деятельности может осуществляться корректировка, по принципу обратной связи, содержания компонента «Мотивы» и блока «Культура».

Компонента «Мотивы», также по принципу обратной связи, может оказывать влияние на центральный компонент стимуляционно-мотивационного механизма, то есть «Интересы». Это влияние может носить «поддерживающий» характер, когда деятельность субъекта была в целом успешной, либо «корректирующий» характер, в том случае, если результаты деятельности были оценены субъектом, как не совсем удачные. Компонент «Интересы», в свою очередь, способен продуцировать обратные «запрашивающие» связи по отношению к блоку «Сказки Навигител» и компоненту «Стимулы». Это происходит, если компонент «Интересы» затрудняется обеспечивать выполнение своего функционала, исходя из собственных информационно-содержательных ресурсов.

Представленная модель развития социологического образа мышления носит задающий или постановочный характер, в том смысле, что раскрывает наиболее общие принципы мышления социальных субъектов. Перевод модели из статуса теоретической конструкции в состояние прикладного набора инструментов связан с её обогащением новыми или обновлёнными способами оценки различных ситуаций и методами решения актуальных проблем. Стимуляционно-мотивационный механизм, составляющий центральную часть модели, для своей бесперебойной работы периодически нуждается в свежем «топливе» и новой «смазке». Именно поэтому мы включили в модель блок «Сказки Навигител», который в стратегическом плане выполняет роль резервуара добротного контента, который мягко и ненавязчиво «впрыскивает» в сферу общественного сознания позитивные, конструктивные, прогрессивные, социально ответственные идеи. Весь этот контент, во-первых, в полной мере соответствует духу социологической науки и органично проистекает из её принципов, во-вторых, представлен в наиболее удобоваримой форме.

«Сказки Навигител» как блок в модели развития социологического образа мышления обеспечивают выполнение трёх основных функций:1) функция обновления стимуляционного поля; 2) функция развития сферы интересов; 3) функция совершенствования мотивационной палитры. Расширение стимуляционного поля происходит за счёт включения в него новых игровых возможностей. Предварительные (пилотажные) наблюдения способов освоения детьми сказок Навигител показали, что дети легко знакомятся со сказочными персонажами – джанвидами, и включают их в собственные игровые сценарии. Актуализация сферы интересов происходит за счёт пробуждения творческих потенций, например, через раскрашивание черно-белых иллюстраций, сопровождающих текст сказок, или через апробацию в реальности рецептов и советов, которые органично включены в текст (например, рецепт «пальчиковых» красок или древний рецепт приготовления каши, лепёшек и сухариков из желудей). Активизация мотивационной палитры возникает за счёт того, что читателям предлагаются готовые примеры социальных действий и образцы поведения. Представляя себя на месте героев, читатели «примеряют» на себя стиль поведения джанвидов, проникаются их логикой, ощущают их эмоции. Многое в этом процессе, конечно, зависит от индивидуальных особенностей восприятия. Самое простое и лёгкое занятие – это использовать советы мудрых джанвидов как считалочки в детских играх, допустим, при игре в прятки. Ритмика текста советов такова, что это очень легко сделать.

На уровне каждого конкретного социального субъекта цель функционирования блока «Сказки Навигител» заключается в содержательном эволюционном преобразовании всех остальных блоков и компонентов модели путём привнесения в индивидуальное сознание и апробации на практике новых идей или «хорошо забытых» прежних идей, но в новой «упаковке», посредством приучения социального субъекта к их «мыслительной состоятельности» и дееспособности, и постепенным переводом этих «сказочных» идей в разряд социальных действий ценностно-рационального типа (по М. Веберу) [10, с. 628–630].

На современном этапе развития информационных технологий и компьютеризации практически всех сфер человеческой деятельности, когда фактически сформировано новое виртуальное коммуникационное пространство [11], требуются современные подходы к выбору технологической базы при разработке общей коммуникативной стратегии реализация функционала блока «Сказок Навигител».

Почему, как это следует из названия статьи, в качестве такой базы выбраны мультимедийные технологии?

Потому что, во-первых, комплексный инструментарий мультимедиа обладает следующими возможностями:

1. Интерактивность, позволяющая реализовать обмен сообщениями между пользователем и системой, при котором система осуществляет прием, обработку и выдачу сообщений в реальном масштабе времени и гипертекстуальность, позволяющая пользователю самостоятельно формировать различные последовательности демонстрации контента в реальном времени [12; 13], обеспечивают возможность реализации принципов нелинейности, многовариантности [14; 15].

2. Эффективное применение систематизации и обобщения информации при обеспечении высокой степени наглядности и качества соответсвующих текстов, иллюстраций, аудио и видеозаписей.

3. Использование виртуальной реальности искусства новых медиа, достаточно точно отображающей действительность, поскольку наглядность – одно из важных требований для успешной реализации нашего проекта [16; 17; 18].

4. Возможность создания иммерсивных проектов, что существенно повышает эффективность воздействия на реципиентов [19, с. 263–266].

5. Мультимедийные технологии предоставляют возможность, что важно для нашего пилотажного проекта, при необходимости контролировать процесс формирования социологического образа мышления. Любая компонента модели, а также связи между компонентами могут быть представлены соответствующим образом с целью получения необходимой информации об эффективности решения поставленных задач.

Во-вторых, технология мультимедиа предоставляет также возможность полиформизма. Сказки Навигител, например, могут быть представлены в таких формах как мультимедное издание для просмотра в режимах of-line и on-line, виртуальный иммерсивный театральный проект, компьютерная игра и т.п. [20; 21].

И в-третьих, в основе проектирования мультимедийных проектов лежит метаязык компьютерных технологий [22, с. 305–307], имеющий свою семантику, синтаксис и прагматику, что позволяет обеспечить реализации всех основных социально-коммуникативных функций текста сказок Навигител.

Рассмотрим потенциал мультимедийных технологий на примере реализации трёх основных функций блока «Сказки Навигител» в модели развития социологического образа мышления:

1. Функция обновления стимуляционного поля.

Поскольку, как уже было сказано, расширение стимуляционного поля происходит за счёт включения в него новых игровых возможностей, то здесь эффективно будет использование виртуальной реальности компьютерной игры, достаточно точно отображающей действительность [20; 23, с. 16–24; 24]. В зависимости от целевой группы, к которой принадлежит реципиент и его личных предпочтений, мультимедийные технологии предоставляют ему возможность «настраивать» параметры игры в реальном времени.

2. Функция развития сферы интересов.

Проектный инструментарий мультимедийных технологий позволяет создавать «открытые» авторизированные мультимедийные издания, в которых каждый пользователь может создавать, например, свои версии цветового решения действующих в сказках персонажей. Каждое издание «привязывается» к регистрационным данным конкретного пользователя в системе, что дает возможность каждому пользователю видеть свое цветовое решение.

3. Функция совершенствования мотивационной палитры.

Для реализации этой функции возможно представление сказок в иммерсивном виртуальном театре, в котором, по определению, происходит практические полное погружение зрителя в театральное действие. Здесь пользователь может перевоплощаться в различных джанвидов, в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия и личных предпочтений.

Заключение

Интерактивность и гипертекстовая структура мультимедийного проекта, предоставляют пользователю возможность творческой самореализации, так как он способен дополнительно придавать каждому конкретному такому проекту различные смыслы и значения, самостоятельно моделируя различные сценарии, благодаря нелинейности и многовариантности мультимедиа. В свою очередь, мультимедийные технологии расширяют возможности использования творческого потенциала авторов, сознающих принципиальную незавершенность и потенциальную многовариантность создаваемого мультимедийного проекта.

Мультимедийные проекты по тематике сказок Навигител могут быть взяты в основу некой метастратегии о том, как в настоящее время формировать социологический образ мышления. Особо следует отметить, что на предварительном этапе разработки этого проекта обязательно должен быть выполнен искусствоведческий поиск и последующий отбор объектов из сферы искусства, имеющих, как уже было отмечено, важную роль в подготовке контента данного мультимедийного проекта.

Стратегическая цель развития социологического образа мышления при помощи сказок Навигител состоит в расширенном воспроизводстве социально-ответственных типов поведения, характерных для героев-джанвидов, что в деятельностном плане будет способствовать выработке устойчивой структуры типов такого поведения, то есть – становлению социального механизма регуляции общественных связей и отношений на принципах Джанатавидуа (санскр. – наука об обществе), а в ценностном плане создаст необходимые предпосылки для формирования субкультуры Навигител.

Реализация стратегической цели позволит обеспечить популяризацию социологического образа мышления как органичного компонента зрелого общественного сознания; создаст предпосылки для расширенной выработки и апробации бесконфликтных социальных практик; даст дополнительный импульс для развития детского творчества и системы дополнительного образования, особенно в сфере проектной деятельности учащихся по обществоведению, искусствоведению, мультимедийным технологиям; повысит качество профессиональной ориентации и довузовской подготовки абитуриентов, поступающих на социологическую специальность и другие гуманитарные специальности, в том числе в области искусствоведения.

Библиографические ссылки:

1. Хейне П. Экономический образ мышления / пер. с англ. – М.: Изд-во «Новости», 1991. – 704 с.

2. Соколова Г.Н. Сущность и формы проявления социально-экономического закона конкуренции // Соколова Г.Н. Экономическая социология. – Минск: Навука i тэхнiка, 1995. – 255 с.

3. Здравомыслов А.Г. О принципах социологического мышления [Электронный ресурс]. – URL: https://polit.ru/article/2008/11/05/zdravomyslov/ (дата обращения 10.02.2022).

4. Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка…: написано им самим / Д. Дефо; [пер. с англ. М.А. Шишмаревой; ил. Ж. Гранвиля]. – М.: Правда, 1979. – 302 с.: ил.

5. Человек с бульвара Капуцинов // КИНО-ТЕАТР.РУ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7783/annot/ (дата обращения 10.02.2022).

6. Кобяк О.В., Шифрин А.Е. Сказки о приключениях древних социологов-джанвидов в волшебной стране Навигител // Социология. – 2016. – № 3.

7. Поршнев, Б.Ф. Контрсуггестия и история / Б.Ф. Поршнев // История и психология / под ред. В.Ф. Поршнева, Л.И. Анциферовой. – М.: Наука, 1971. – 383 с.

8. Штофф В.А. Моделирование и философия. – М. – Л.: Наука, 1966. – 303 с.

9. Шавель С.А. Общественная миссия социологии. – Минск: Беларуская навука, 2010. – 404 с.

10. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

11. Хохлова, Е.А. Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве: автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11 / Е.А. Хохлова; Северо-Кавказский госуд. технич. ун-т. — Ставрополь, 2006. — 26 с.

12. Чичканов, Е.С. Интерактивность как форма диалога в пространстве цифрового экранного произведения: автореф. дис. ...канд. искусствовед.: 17.00.09 / Е.С. Чичканов; Санкт-Петербургский Гуманитарный ун-т профсоюзов. — Спб., 2011. — 23 с.

13. Nakakoji, K. Third Annual Special  Issue on Interface Design, Interactions / K. Nakakoji, Y. Yamamoto, A. Aoki // ACM Press. – Vol.IX.2. – P. 99–102. Mar.+Apr., 2002.

14. Яцюк О.Г. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна:  гуманитарный аспект: автореф. дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.06 / О.Г. Яцюк; ВНИИТЭ – М., 2009. – 46 с.

15. Silva, M.R. Digital Alchemy: Matter and metamorphosis in contemporary digital animation and interface design / Submitted to the Graduate Faculty of Arts and Sciences in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy University of Pittsburgh, 2005. — 253 p.

16. Dixon, S. Digital performance: a history of new media in theater, dance, performance art, and installation / S. Dixon. — Massachusetts Institute of Technology, 2007. — 809 p.

17. 黄昌武. 新媒体概论 / 昌武黄. –  北京: 中国传媒大学出版社, 2012. 240 页. (Хуан, Чанъу. Введение в новые медиа / Чанъу Хуан. – Пекин: Издательство Коммуникационного университета, 2012.). 240 с.

18. 陈玲. 新媒体艺术史纲 / 陈玲. –  北京: 清华大学出版社, 2007. 347 页.

(Чэнь, Лин. История искусства новых медиа / Лин Чэнь. – Пекин: Издательство Университета Цинхуа, 2007.). 347 p.

19. Медведенко, В.В. Иммерсивное театральное искусство как технология социально-культурной деятельности / В.В. Медведенко, Г.А. Тумашова, М.А. Тумашов // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 4 (83).

20. Culture Is Digital. Executive summary / Department for Digital, Culture, Media and Sport [Electronic resource]. — London, 2019.  — Mode of access: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/6867.... – Date of access: 14.03.2022. — 22 p.

21. Digital Theatre. A Casebook / European Theatre Convention; edited by Teresa Pfaud, Joséphine Dusol and Heidi Wiley.  — Berlin, 2018. — 94 p.

22. Шифрин, А.Е. Метаязык компьютерных технологий: на материале языков культуры / А.Е. Шифрин // Язык и социум: материалы V Междунар. науч. конф., Минск, 6–7 декабря 2002 г. / РИВШ БГУ. – Минск, 2003.  – Ч. I. – 318 с.

23. Днепров, С.А. Педагогические возможности виртуального пространства компьютерной игры / С.А. Днепров, А.Л. Каткова // Педагогическое образование. — 2009. — № 3.

24. Korn, A. Zur Entwicklungsgeschichte und Asthetik des digitalen Bildes. Vom Hohlenbild zur Immersionswelt im Computerspiel : Diss. …  DF am Fachbereich IV (Kunst und Design) / A. Korn; der Universitat Duisburg-Essen (Standort Essen), 2005. — 352 s.


Автор: Картар

Автор: Картар

Составитель, искренний и уравновешенный, вдумчивый и неспешный. Покровитель созвездия Пагода. Курирует вопросы Учителей граблеведов (8-й уровень).
Предыдущая запись Следующая запись

Получите бесплатно прогноз-предсказание.

Шансы и перспективы. Риски и опасения. Что ещё интересного? Апробация показала эффективность около 74%. Подбор амулета + прогноз-предсказание в формате PDF.

Перейти далее

Тестируйте бесплатно системы своего организма и ведите "Дневник здоровья".

Следите за состоянием систем организма при помощи широко известного и многократно доказавшего свою эффективность аналитического теста компании NSP.

Перейти к тесту

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста авторизуйтесь!