Модные журналы конца XIX начала XX веков предлагали разнообразные модели плиссированной и гофрированной одежды.
Рис. 1. Мариано Фортуни-и-Мадрасо (Mariano Fortuny y Madrazo).
В 1907 году Мариано Фортуни — испанский дизайнер одежды, владелец собственного модельного дома, создал своё знаменитое плиссированное платье из шелка в греческом стиле, получившее название Дельфос (Delphos). В 1909 году Фортуни запатентовал способ плиссировки шелка. С тех пор очень мелкая и частая плиссировка шелковых тканей носит название «плиссировка Фортуни».
Рис. 2. Изначально «дельфосы» носили дома в качестве чайного платья. Для подобного платья брали в 5 раз больше шелка, ведь плиссировка сжимает объем ткани. Для утяжеления края и подола Фортуни нашивал бусины из муранского стекла.
Мариано Фортуни создал целую серию плиссированных платьев в античном стиле. Для производства платьев Дельфос Фортуни придумал механическую плиссировочную машину с системой шкивов и роликов, способную создавать очень мелкую плиссировку с эффектом волнистости. Фортуни складывал ткань вручную и обрабатывал специальным составом, после чего прогонял ее сквозь горячие нагретые фарфоровые валики. Технология изготовления плиссировки утеряна. В архивах нашелся только маленький рисунок машины для плиссировки, нарисованный на заявке на патент, вот по нему и строятся предположения, как это было.
Первые плиссированные платья испанского дизайнера были восприняты неоднозначно. Подобные платья без корсета считались исключительно домашними. Публично их осмеливались надевать только балерины и актрисы. В 1919 году были зарегистрированы бренд и логотип компании Фортуни. В 1920 году в Париже был открыт первый магазин Мариано Фортуни и его плиссированные платья оценили многие поклонницы моды.
К середине XX века плиссировочные прессы и станки стали применяться в промышленных масштабах.
Из советской книги Я.И.Виталь «Плиссе и гофре» 1963 года:
«На крупных швейных фабриках Москвы и других городов нашей страны, имеются плиссировочные машины, которые представляют собой два рабочих валика шарнирно укрепленных в станине машины и расположенных один над другим. Внутри нижнего валика размещен нагревательный элемент, а верхний валик обтянут суровым полотном и снабжен специальным грузом, который создаёт давление между валиками. У линии касания валиков имеется платформа, по которой направляют плиссируемую ткань. Над платформой размещена пластина, укладывающая складки».
«На московской швейной фабрике № 33 по предложению главного механика П.С Хлебалина и спецмеханика В.С. Хлебалина, разработали и внедрили в производство плиссировочный станок с электроприводом, который позволяет плиссировать детали шириной до 96 см. Применение этого станка на фабриках заменит ручной труд. Плиссировка ткани может быть выполнена машинным способом, а гофрировку выполняют только ручным способом. Ткани, помещенные в специальные формы, запрессовываются горячим утюгом».
Рис. 3.
В 1980-е годы выдающийся японский дизайнер Иссеи Мияке (Issey Miyake) начал проводить свои первые эксперименты с плиссировкой ткани, благодаря которым появилась новая технология Pleats Please, запущенная в 1993 году. Обычно одежда кроилась из заранее заплиссированной ткани — Иссеи Мияке начал делать одежду из синтетических тканей по инновационной технологии, где технологические операции производились в обратном порядке — готовые (сшитые) вещи, изначально выкроенные, примерно на два размера больше, чем нужно, он укладывал между листами бумаги и пропускал через горячий пресс.
Рис. 4.
Рис. 5. Ансамбль из плиссированной ткани, 2004.
Одежда заплиссированная этим методом прекрасно сохраняет складки, вещи получаются не только красивыми, но и практичными – их не нужно гладить, можно подвергать машинной стирке, удобно брать с собой в путешествия.
Для плиссирования подходят многие виды ткани – хлопок и лен, вискоза, крепдешин, шелк, шифон, атлас, гипюр, тонкая шерсть и полушерсть, плотный жаккард, ряд синтетических тканей. Ткани с синтетическими волокнами идеальны для гофре, они отлично держат складки и не теряют форму после стирки.
Для плотных тканей более характерны крупные складки, а мелкие подходят для шелка, шифона, синтетики.
Рис. 6. В настоящее время плиссировка тканей производится в промышленных условиях либо при помощи прессов, либо путем запаривания утюгом. Для изготовления плиссированных тканей задействованы такие технологии, которые позволяют получить складки на материале разнообразной декоративной формы. Суть их заключается в использовании специальных растворов и форм. Следует различать плиссировку ткани и обработку готовых изделий.
Как правило, натуральная плиссированная ткань подвергается лишь химической чистке, а вот синтетическая может стираться и вручную.
Войдя в моду в начале XX века, плиссировка стала её неотъемлемой частью. Плиссе и гофре — виды отделки, которые никогда не выйдут из моды, будут меняться лишь методы их производства.
Различные плиссированные вещи можно найти в каждом десятилетии.
Рис. 7. Плиссированная юбка — это классическая модель, которая всегда будет являться актуальной.
Ссылка на источник:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%
B8%D1%8F%D0%BA%D1%8D,_%D0%98%D
1%81%D1%81%D1%8D%D0%B9
2. https://vk.com/@espanol_en_serio-o-
geniyah-i-detyah-geniev-mariano-fortuni
-de-madrazo-dizaine
3. https://ultrasonicsew.ru/1-5-pleating-machine-for-shrink-pleat.html
История глажения. Специальные утюги.
Публикация сайта пресофилистов Беларуси. Минск.