Утюги для рельефа и блеска.
С восемнадцатого века, вплоть до расцвета в конце XIX века и Первой мировой войны, в нарядах мода диктовала, что накрахмаленную одежду следует гладить до тех пор, пока не будет достигнут абсолютный блеск. Под воздействием тепла на накрахмаленной одежде получалась гладкая или рельефная, блестящая, мерцающая поверхность. Эта отделка называлась полировка, остекление, блеск и т. д. Было произведено много специальных утюгов, которые, как утверждалось, облегчали достижение этого эффекта. Они обычно имели выпуклую подошву или, по крайней мере, переднюю, боковую или заднюю часть с закругленным краем, чтобы при надавливании они не оставляли следов в виде линий или складок. Чем закруглённее была гладильная поверхность утюга, тем легче было надавливать.
Рис. 1
Этот стиль одежды оставался в моде и был популярен как среди дам, так и среди мужчин. Эти сильно накрахмаленные, жесткие передние части рубашек не допускались, если только они буквально не отражались в зеркале. Особенно это применялось в мужском костюме для рубашек у мещан, прежде всего у знаменитых “белых воротничков”, которые выступают против “синих», из пролетариев, и были распространены до второй половины XX-го века. Для этого использовались плоские утюги со специальной подошвой.
Рис. 2. Полировщик, изготовленный в Париже, Франция, в начале 1800-х годов. Сделанный наподобие шляпных утюгов 18-го и 19-го веков, но со слегка выпуклой подошвой для полировки, они выпускались в наборе из четырех штук весом от шести до девяти фунтов. Этот весит 74 фунта.
Рис. 3. Полировщик Голдса (Goulds polisher).
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 4., 5. Французский полировальный утюг, который был популярен в конце 1800-х годов.
Рис. 6. Еще один распространенный европейский дизайн. Полировочный утюг с закругленной подошвой. Английская компания «Kendrik».
Рис. 7. Полностью выпуклая подошва для полировки была изготовлена Джозефом и Джесси Сиддонсами (Joseph and Jesse Siddons) из Вест-Бромвича в Стаффордшире, Англия. Они основали производство в 1846 году и изготавливали эти утюги вплоть до 1939 года, когда прекратили производство чугуна и перешли на другие виды отливок. Другие английские компании также производили это железо в течение многих лет.
Рис. 8. Утюг с закругленными с обеих сторон утяжеленными краями. Выпускался со съемной ручкой. США.
Рис. 9. Очень тяжелый массивный утюг, возможно для портных. США.
Рис. 10. Полировальный утюг из Шеффилда, Англия. Он не полностью выпуклый, но имеет плоскую центральную часть для сглаживания. Они были изготовлены в конце 1800-х и в начале 1900-х годов.
Рис. 11. Компания McCoу Майкла Махони (Michael Mahony) из Трои, штат Нью-Йорк закругленный снизу и с наклонной панелью. Майкл Махони выпускал разнообразные маленькие утюги различной формы.
Рис. 12. Компания McCoу. Очень распространенный утюг закругленный спереди и сзади.
Рис. 13.
Рис. 14.
Рис. 13., 14. Компания McCoу. Необычный утюг с двумя выпуклыми закругленными поверхностями.
Рис. 15.
Рис. 16.
Рис. 17.
Рис. 15., 16., 17. Эти утюги имеют надпись “M. A. B. Кук, Патент 1848 года” (Мэри Энн Б. Кук (Mary Ann B. Cook), Бостон, Массачусетс, Запатентован 5 декабря 1848 года, Патент № 5950). В своих патентных документах миссис Кук утверждает, что выпуклая форма пятки и носка ее утюга делает его идеальным для “разглаживания и полировки груди рубашки”. Для полировки утюг был наклонен вперед на своем тяжелом изогнутом носке, дополнительный вес в этой части обеспечивал необходимое давление; плоская поверхность утюга, которая была тоньше, удерживала нужное количество тепла для разглаживания материала. Это самый ранний патент, который был найден на этот тип гладильного устройства. Известно, что были выданы более ранние патенты, но из-за пожара в Патентном ведомстве и, возможно, из-за непреднамеренного неправильного информирования, известно только несколько имен и дат.
Рис. 18. Запатентованный 18 октября 1859 г. полировщик Джорджа Дж. Прентисса, предназначенный для создания большего давления на небольшую площадь, нагревается с помощью железной пули нагретой на огне. Полировальный утюг McCoу, показан на рисунке в качестве примера предыдущих полировщиков, чтобы проиллюстрировать усовершенствование мистера Прентисса. Очевидно он был запатентован до пожара в Патентном бюро, поскольку его не удается отследить, хотя известно, что он был изготовлен и продавался.
Рис. 19. Полировщик “Замковый камень” изготовлен около 1880 года. Эмблема KEYSTONE, изображенная сверху, была одной из торговых марок компании «Colebrookdale Iron Co.» Из Поттстауна, штат Пенсильвания. Эти утюги также указаны в английском каталоге как произведенные там.
Рис. 20.
Рис. 21.
Рис. 22.
Рис. 20., 21., 22. Гладильная машина Tyler производства польской компанией Laundry Machinery Co. из Бостона, штат Массачусетс. Многие коллекционеры находили такие утюги с отверстием на конце. Описание компании полностью объяснит их использование. Это не единственная компания, которая внедрила этот тип машин.
«Машина, которая стала необходимостью во всех классах прачечных, больших или маленьких, паровых или ручных. Никогда не наступит время, когда не будет какого-то особого сорта рубашек, которые нельзя будет обработать на силовой машине, производители стиральных машин всегда стремятся предоставить оборудование, которое позволит снизить трудозатраты и общие затраты, увеличить производительность и улучшить качество работы. Трудозатраты уменьшаются при использовании “Тайлера” при работе, которая должна выполняться вручную, из-за того, что вес тела оператора не требуется, так как давление на железо подается от тяжелой стальной пружины, прикрепленной к кованому рычагу, острие которого упирается в подшипник, встроенный в острие железа. Для управления машиной необходимо только надавить утюгом на детали, подлежащие глажению. Количество рубашек, которые можно выгладить за день с помощью этой машины, легко вдвое превышает то, что можно сделать полностью вручную. Площадь столешницы 3 на 3 фута.
Вес в упаковке 200 фунтов.»
Рис. 23. Эти полировальные утюги были изготовлены в нескольких странах. В первом ряду слева-англичанин с гладкой подошвой, справа-француз. Сзади, слева направо: один из Генуи, Италия; один изготовлен Майклом Махони из Трои и один из Женевы. Многие из них найдены в Мексике, и, хотя некоторые из них могли быть сделаны там, большинство из них были в Мексике, когда французы были вынуждены покинуть страну в 1867 году. Их обычный вес около четырех фунтов.
Рис 24.
Рис. 25.
Рис. 24., 25. Джоэл Глисон (Joel Gleason) из Уайтстоуна и Бруклина, Нью-Йорк, патент от 22 января 1870 г. У мистера Глисона также были более поздние патенты, улучшающие это железо от 12 июля 1870 и 2 сентября 1873 года. Он утверждал, что усовершенствовал рукоятку и теплозащитный экран, которые защищали руку оператора от обжига без необходимости в дополнительном мягком держателе.
Рис. 26.
Рис. 27.
Рис. 26., 27. «У. Х. Хауэлл и компания» (W. H. Howell Co.). Утюг каплевидной формы из Женевы, штат Иллинойс. Утюги этой компании очень разнообразны, так как они изготавливали обычные и специальные утюги практически во всех стилях, на которые был спрос. Многие утюги были украшены орнаментом по периметру.
Рис. 28.
Рис. 29. Выставка «Утюги на все лады». Музей «Лошицкая усадьба». Минск.
Рис. 28., 29. Утюг для полировки от «Предприятия Mfg. Co.» (Enterprise Mfg. Co.). Запатентован 11 января 1877 года и числится во многих каталогах до 1915 года, его иногда называли китайским полировщиком. Он имеет выпуклую подошву и весит три фунта. Отверстия в ручке служили для того, чтобы она оставалась прохладной.
Рис. 30. Полировщик миссис Поттс.
Рис. 31. Полировщик «драгоценный камень» мистера Стритера (Mrs. Streeter`s Gem Polisher) можно использовать для разглаживания, используя его плоскую поверхность, или для полировки, наклоняя его вверх на гребне или пятке. Это еще один продукт компании N. R. Streeter Co. из Гротона, штат Нью-Йорк. Каждый из ведущих производителей утюгов, казалось, разработал свою собственную особую идею о том, как наилучшим образом выполнить задачу полировки.
Рис. 32. Полировальный утюг с двумя плоскими поверхностями расположенными под углом друг к другу. Европа.
Рис. 33. Конструкция для полировального утюга. Это очень похоже на ту же идею, что и при использовании в древности стеклянных утюгов, но следует помнить, что во времена стеклянного утюга не использовали крахмал и не задумывались об использовании тепла. Поскольку любая глажка выполняется исключительно для придания законченного вида, остается вопросом, будет ли одежда, отполированная этим инструментом, вызывать больше восхищения, чем в те далекие времена, когда ее гладили стеклянными утюгами.
Рис. 34. “Утюг Суини” (Sweeney iron) запатентован 17 ноября 1898 года, изготовлен фирмой “Бэрд и Ко” из Питтсбурга, штат Пенсильвания”. Этот утюг является хорошим примером путаницы, которая может возникнуть из-за даты патента, напечатанной на утюге. Первый патент был выдан в ноябре 1896 года Мэри Суини на конструкцию полировального утюга. Документы на эту вторую конкретную форму железа не подавались до июля 1899 года. Если бы патент был выдан в 1898 году, он не был бы выдан на имя Суини, и ее имя, скорее всего, нарушило бы права другого человека менее чем за год до этого.
Рис. 35. Литой утюг с необычной подошвой имеющей кант по периметру. Очевидно предназначен для создания определенного рисунка на ткани.
Утюги для рельефа имеют выпуклые подошвы с закругленными углами у подошвы в форме трапеции. Иногда изгиб более заметен спереди, чем сзади. Подошва рифленая, шипованная или бугристая. Они позволяют при минимальных усилиях добиться идеального застывания блестящих манжет и хорошо закругленных воротников. Одна замечательная писательница возвеличила этот тип воротничка, заимствованный прогрессивными женщинами в конце XIX века, воротник “Клодин”, названный в честь ранних романов Колетт Вилли, который носила она сама и ее соперница, популярная театральная актриса. Каталог компании Camon Brothers, известного бренда промышленных утюгов, показывает в своем издании 1928 года три вида утюгов для создания рельефа: один с полосами, второй с гвоздями, последний с канавками, служащий для придания “надутости и тиснения нижней части нижних юбок из тонкой накрахмаленной ткани ”.
Рис. 36. “Л. Каллман, 974 Гранд-стрит, Нью-Йорк”. Подошва этого утюга плоская, но он имеет отделку с рисунком, которая определяет его как полировщик. Этот тип чугуна был запатентован Майклом Махони (Michael Mahony) из Трои, штат Нью-Йорк, и, поскольку они делали отливки по контракту, очевидно, что этот чугун был изготовлен около 1880 года. Махони занимался бизнесом с 1870 по 1878 год вместе с Кэлвином У. Линком (Calvin W. Link) под именем Линк и Махони (Link and Mahony). После этого Махони продолжил бизнес с Фредом Махони (Fred Mahony) в качестве своего управляющего. После смерти Майкла в 1899 году Фред взял на себя управление бизнесом и продолжал заниматься им до 1918 года.
Рис. 37. Патент Майкла Махони от 28 ноября 1876 г. Эту форму утюгов обычно называют французскими полировщиками. Махони утверждает, что на рис. 1- утюг для улучшенного сглаживания, а на рис. 2- утюг для улучшенной полировки. Он экспериментировал со многими конфигурациями-волнистыми, чешуйчатыми, пузырчатыми и т. д. Были треугольники или многоугольники с различными диаметрами, линиями параллельными центральной линии подошвы и т. д.
Рис. 38.
Рис. 39.
Рис. 38., 39. Массивный полировальный утюг, закругленный спереди и с рифленой подошвой. Компания McCoy. США.
Рис. 40. Утюги для застывания рельефа с полосками, скобами и гвоздями. Они использовались после накрахмаливания и позволяли хорошо распределять крахмал и фиксировать желаемый рельеф ткани, а также получать ее блеск. 1928 год. Чугунные. Трубчатые ручки для облегчения охлаждение.
Рис. 41. Утюги для блеска незаменимы для воротников, манжет, нагрудников. У этих утюгов есть выпуклые подошвы-каблуки с закругленными краями на трапециевидной подошве. Иногда кривизна более выражена спереди, чем на задней части. Подошва рельефная или рифленая, с гвоздями или выпуклостями для того, чтобы оказать максимальное давление при минимальной нагрузке для получения идеальной глазури, гладких блестящих манжет и хорошо закругленных воротничков. Утюги были различной формы: овальные, круглые, трапециевидные. Все французы. Девятнадцатый век. Бронзовые утюги были предпочтительнее, потому что они не ржавели. Начало XX века. Музей Лонгви.
Рис. 42.
Рис. 43.
Рис. 42., 43. Утюг из Европы, вероятно из Франции. Имеет две поверхности с различными рисунками для формирования рельефа на ткани.
Рис. 44.
Рис. 45. Выставка «Утюги на все лады». Исторический центр «Мозырский замок». Мозырь.
Рис. 44., 45. Эти необычные маленькие утюги имели закругленное или плоское дно. Это вероятно кромочные утюги, которые использовались для разглаживания, например, краев рубашек между пуговицами или очень деликатных элементов костюма. Достаточно сложно предположить, как они нагревались. Возможно использовалось легковоспламеняющееся жидкое топливо, возможно твердое топливо, например сухой спирт.
Ссылка на источник:
1. Эдит Маннони «Утюги». 1996 г
2. «Эволюция утюга». A. H. Glissman. P. O. Box 215, Garlsbad, California 1970
5. https://pressingironandtrivetcollectors.org/
6. Коллекция Кевина Маккартни. США.
7. Выставка “Утюги на все лады”. Музей “Лошицкая усадьба”. Минск.
8. Выставка “Утюги на все лады”. Исторический центр “Мозырский замок”. Мозырь.
.
При просмотре видео используйте переводчик субтитров
История глажения. Специальные утюги.
Публикация сайта пресофилистов Беларуси. Минск