.Рис. 1. Финский крестьянин с катком, 19 век.
История мангла:
Мангл-доска (иногда называемая доской для качения или гладильной доской) — один из самых ярких и интересных предметов народного творчества, в частности, но не исключительно скандинавского народного творчества. Предок утюга и двоюродный брат прачечной биты, этот старинный домашний инструмент использовался для отжима или разглаживания белья, т. е. для расправления складок после стирки. Доска для качения представляла собой цельный кусок резного дерева (обычно из дуба, бука или сосны), используемый в сочетании со своего рода скалкой (или роликом), вокруг которой туго наматывался влажный материал (полотенце, ткань, простыня и т. д.). . Человек, использующий доску для качалки, держал ручку своей доминирующей рукой, а другая рука лежала плашмя у конца доски. Затем доска перемещалась по скалке взад-вперед, тем самым разглаживая ткань.
Рис. 2. Изображение женщины, использующей мангл-доску датированное 1793 годом.
Трудно точно определить происхождение доски для качалок, но, похоже, ее использование широко распространилось благодаря викингам в прибрежных районах Северной Европы. Самая старая известная модель — норвежская доска, найденная недалеко от Бергена и датированная 1444 годом. Все доски для мангла, предшествующие 1600-м годам, отличаются простой формой, сдержанным орнаментом, отсутствием фигурной (или резной) ручки и окраски. Эта простота и единообразие предполагают, что в то время доски были просто бытовыми инструментами с чисто утилитарным назначением.
Рис. 3. Шведская дощечка «ANNO 1560».
Именно в 17 веке появились доски, украшенные скульптурами в виде барельефа или горельефа и, возможно, окрашенные в один-три цвета. В отличие от их первоначального минимализма, ручка была вырезана в форме лошади, русалки или льва, реалистично или стилизованно, иногда даже абстрактно или барочно. Уже в 1610 году широкое распространение получили украшенные доски, которые приобрели особый стиль, форму и орнамент, характерные для региона их производства. Мастера по дереву создавали доски в своих мастерских, копируя ту же модель в масштабе ремесленника, изменяя только используемые цвета и расположение мотивов. Многие мангл-доски также были изготовлены любителями, поэтому качество и креативность резьбы варьировались в зависимости от их художественных способностей.
Рис. 4. Датская доска с изображением скачущей лошади, двух целующихся голубей, сердца и переплетенных инициалов с оригинальной скалкой, около 1780 г.
Очевидно, этот внезапный интерес к эстетике обнаруживает изменение смысла. Доска для качалок, оставаясь функциональным предметом, стала подарком ухаживания, предложенным мужчиной своей будущей невесте до дня свадьбы. Красота и качество качалки были символом состояния будущего мужа. В некоторых регионах существует легенда, что качалку использовали для официального предложения руки и сердца. Жених вешал доску на дверь дома, где жила женщина, на которой он хотел жениться; если доска оставалась на двери, его предложение отклонялось. Отвергнутый жених не мог предложить эту доску другой женщине. Это может объяснить, почему на некоторых досках для манглов нет инициалов (обычно трех) или дат (года бракосочетания) и почему места, предназначенные для этой цели, остаются пустыми.
Производство мангловских досок достигло своего пика в конце 18 века, когда региональные стили утвердились настолько прочно, что можно было с большой уверенностью определить географическое происхождение доски. Эти доски были распространены по всей Европе, от Эльзаса (Франция) до России, включая Нидерланды, Германию, Данию, Швецию, Норвегию, Исландию, Финляндию, Британские острова и, в меньшей степени, в нескольких странах Центральной и Восточной Европы. Примерно в 1860 году количество досок значительно уменьшилось, а их стиль стал довольно декадентским, что свидетельствует о том, что они утратили свое символическое значение. Мотивы или орнаменты повторялись механически с предпочтением симметричных рисунков; резьба исчезла в пользу живописи, и получившиеся доски были гораздо менее креативными по внешнему виду и дизайну. Хотя они продолжали использоваться некоторыми женщинами вплоть до 1950 года, доски стали пережитком прошлого. Сейчас это чудесное ремесло вымерло.
Рис. 5. Норвежская доска для качения анонимного «Мастера льва» с листьями аканта и королевской короной, модель, которую будут копировать другие мастера, около 1840 г. (бывшая коллекция WJ Shepherd).
Рис. 6. Фигурная доска из Дании, из известной мастерской в Зигерстеде, датированная 1804 годом, с двумя птицами, сердцем, вазой с цветами и несколькими домиками.
Рис. 7. Доска из орехового дерева, датированная 1774 годом, из земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия). Рукоять выполнена в форме русалки, а на доске с высоким рельефом изображена женщина, держащая якорь в одной руке и голубя в другой (христианские символы надежды и Святого Духа).Хранится в Norsk Folkemuseum в Осло, инв. №: НМ.0049693.
Рис. 8. Деталь архаичной шведской доски с необычным присутствием жеребенка, вырезанного под ручкой в форме лошади, датированная 1731 годом.
Рис. 9. Деталь ручки катка из Дании с почти абстрактной лошадью, датированная 1804 годом.
Рис. 10. Датская доска для стрижки со стилизованной лошадью, 1774 г.
Рис. 11. Доска Mangle из Венгрии, датированная 18 ** (неразборчиво), украшенная птицей и искажённой поверхностью полумесяцев (бывшая коллекция Пьера Бельмара).
Рис. 12. Норвежская доска с полихромным цветочным узором и необычной ручкой в виде сидящего медведя (насколько мне известно, она уникальна). Первая половина 19 века.
Рис. 13. Фрагмент доски для качалки из Германии 1792 г. с ручкой в форме русалки (частная коллекция).
Рис. 14. Доска Mangle из Норвегии с цветочной ручкой в стиле барокко, напоминающая стиль ар-нуво, на столетие опередившая свое время. Конец 18 века.
Рис. 15. Датская доска с геометрическими узорами (колесо, роза, розетка, розетка, зигзаг) и обивочными гвоздями, датированная 1795 годом.
Рис. 16. Каландровая доска с оригинальной ручкой в виде двух запряженных лошадей. Их форма, очень стильная, напоминает произведение искусства. На доске написаны инициалы: S.C.D. и дата: 1819 год. Скандинавия. Коллекция Сонкин (Coll. Sonkin).
Ссылка на источник:
1. https://www.mangleboard.com/
История глажения. Холодное глажение.
Публикация сайта пресофилистов Беларуси. Минск.